На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: 16-08-06 Опыт этнических меньшинств Европы. Великобритания

флаг ШотландииВ преддверии сентябрьской конференции, посвященной вопросам межэтнической и межконфессиональной толерантности, организатором которой является Совет Европы и комиссар Евросоюза по правам человека, мы попытаемся в серии материалов описать, каких результатов добились этнические меньшинства в странах ЕС в деле защиты своих этнокультурных и языковых особенностей. Сегодня — статья о том, как в Великобритании защищены права коренного (до-англо-саксонского) кельтского населения.

В разного рода российских «энциклопедиях» про Великобританию сообщается, что 15% населения страны составляют кельты: шотландцы, валлийцы, корнуолльцы и ирландцы. Однако такие сведения не соответствуют действительности, ибо под этими 15% (9 миллионов человек) подразумеваются вовсе не кельты, а все население Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Реально кельтами из них являются чуть более 1,5 млн. человек. Таковы последствия многовековой политики англизации коренного кельтского населения Британских островов. Имеют ли шансы эти небольшие группы людей, представленные носителями разных (хотя и родственных) языков, добиться государственного внимания к своим этноязыковым проблемам?

Рассуждая о «реальных кельтах», не стоит забывать и о том, что в действительности далеко не все из них владеют некогда родным кельтским языком. Так, из 700 тысяч ирландцев Северной Ирландии ирландским языком владеют не более 20 тысяч человек, в то время как все население этой территории составляет 1,7 миллиона человек. В подавляющем меньшинстве относительно всего населения Шотландии (5 млн. чел.) находятся кельты, владеющие гэльским языком (100 тыс. чел.). Из 3-миллионного населения Уэльса лишь 1/4 говорит по-валлийски. И, естественно, все кельты в наше время — двуязычны, и владеют английским языком не хуже самих англичан. Существуют ли в старейшей демократической стране мира институты, защищающие коренные этносы и их языки от исчезновения?

Безусловно, социальная мотивация престижности англо-саксонской культуры по сравнению с кельтской, историческая заданность англичан на унификацию культур, сложность происхождения шотландцев и лидирующие по всем показателям позиции Англии предопределили плачевное состояние кельтского вопроса в нынешней Великобритании. Но, с другой стороны, само появление Соединенного Королевства, его государственное устройство, получение независимости Ирландией в начале ХХ века в совокупности с изменением взглядов на этнические вопросы в конце того же столетия, позволили кельтам выжить и заставить государство считаться с их ролью.

Некоторые, достаточно архаичные, формы автономного устройства Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии заложены в самой организации Великобритании. Так, Шотландия — исторически отдельное королевство — считается находящейся «в унии» с английской монархией, имеет собственные геральдические символы, собственную судебную систему (независимую от английской), за ней лимитированы места в Британском парламенте. Валюта, распространенная на ее территории, именуется шотландским фунтом стерлингов (по сути — тот же английский фунт, но выпускаемый для нужд Шотландии). Региональная суборганизация Британского государства, сложившаяся исторически, привела к тому, что Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия представлены отдельными командами в УЕФА (европейская футбольная ассоциация), причем аж с конца XIX в. Единые сборные Великобритании по футболу и волейболу до сих пор отсутствуют даже для Олимпийских игр.

Северная Ирландия (Ольстер) обладала автономией в составе Соединенного Королевства начиная с 1921 г., за год до получения независимости Ирландской Республикой. Под автономией подразумеваются наличие собственного парламента, свое законодательство, судебная система, отдельная от Лондона бюджетно-финансовая сфера, а также, разумеется, символика. Однако после активизации террористов Ирландской республиканской армии (ИРА), требующих воссоединения Ольстера с Ирландией, в 1972 г. автономия Севера была прекращена, парламент распущен, и на всей территории была введена прямая власть Лондона. Только после подписания мирных соглашений в 1998 г. автономия Северной Ирландии была восстановлена.

Уэльс обладал наименьшей степенью самостоятельности в составе Британского государства. Помимо флага, герба и прочих символических явлений, ничто не отделяло Уэльс от Англии, если бы не два нюанса. Несмотря на полную унию Уэльса с Англией, историческое прецедентное право, сохраняющееся в Великобритании и в законодательной сфере, и в менталитете населения, способствовало обособлению Уэльса на уровне системы монархического правления: если правителем Англии является король (королева) в Лондоне, то правителем Уэльса считается наследный принц Королевства (который и носит титул принца Уэльского). Таким образом, на уровне монархии Уэльс — отдельная автономная единица, управляемая наследным принцем — т.н. принципалитет. Глава Уэльса, т.е. наследный принц Соединенного Королевства, в силу исторического прецедента обязан знать язык местного населения — валлийский. Таким образом, на монархическую систему обособления Уэльса накладывалась этно-языковая, и в этой системе оказалась заложена модель для будущей автономии.

В послевоенное время, и особенно активно с 1960-70-х гг., в Великобритании (как и во всей Западной Европе), происходит рост самосознания этнических меньшинств. Если описать вкратце, то основными причинами этого явились: крушение всемирных колониальных систем Британии, Франции, Голландии, Бельгии и т.д.; небольшой всплеск этнического сепаратизма в этих странах, случившийся во время Второй мировой войны под влиянием целенаправленной политики Гитлера; начало глобализационных процессов в экономике и политике, от которых в первую очередь страдают именно этнические меньшинства; начало массовой эмиграции в Европу выходцев из бывших колоний, сохранявших свои этнорелигиозные особенности, что было вызовом традиционной системе унификации культур, языков и религий в западно-европейских странах; наконец, активизация этнических террористов (ИРА, ЭТА и пр.) — как полагают, при финансировании спецслужб стран Восточного блока. В Великобритании движения за возрождение культуры кельтов очень быстро переросли в политические партии, в программах которых значились требования о независимости своих регионов от Лондона.

На создание Шотландской национальной партии (ШНП) и Уэльской националистической партии Лондон отреагировал введением поста министра по делам Шотландии. Скоро стало понятно, что кельтские националисты (в отличие от ИРА) не представляют угрозы для Британского государства в связи с тем, что их политическую платформу разделяли считанные проценты избирателей. Но даже и этих голосов хватило, чтобы регулярно проводить в Британский парламент депутатов от этих двух партий, начиная с 1974 г. — правда, в мизерном числе (от 2 до 10 депутатов от ШНП в разные годы, при том, что всего для Шотландии зарезервировано 72 места в палате общин, а общее число депутатов нижней палаты парламента — более 650). Это имело два последствия: с одной стороны, в Лондоне, и в Англии в целом, точка зрения националистов была услышана и принята к сведению со всеми вытекающими последствиями. С другой стороны, сепаратисты превратились из малозначительных региональных партий в общегосударственные, что способствовало отходу от радикальных идей в пользу умеренной политики, учитывающей интересы всего государства.

В конце1990-х гг., в первую очередь под влиянием необходимости мирного решения по Ольстеру, а также в силу необходимости привести управление страной в соответствие с нуждами времени, Лондон решился на постепенный демонтаж унитарного государства. Этот процесс в Британии именуется «деволюцией», и под ним понимается «распыление суверенитета центральной власти в пользу местных властей». В результате крайне спорной и опасной, но доказавшей свою своевременность, политики лейбористов, сепаратистские тенденции были «переведены в новое русло» — строительство собственных автономий. Таким образом, Лондон как бы сказал националистам: сначала попробуйте доказать свою жизнеспособность в рамках автономий, а уже потом требуйте большего.

В 1998–99 годы в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии были избраны новые законодательные органы власти, образовавшие свои правительства. Что изменилось в связи с этим в положении коренных этносов этих территорий?

Главнейшим достижением региональной автономии Шотландии и Уэльса стало придание кельтским языкам здесь официального статуса (в Шотландии — в меньшей степени: в качестве одного из рабочих языков шотландского парламента и правительства). Таким образом, и валлийский язык, на котором разговаривает лишь 25% населения Уэльса, и даже гэльский язык, на котором говорят всего 2% населения Шотландии, получили защиту со стороны государства. Государство отныне обязано прикладывать усилия для того, чтобы способствовать применению этих языков в широких сферах жизнедеятельности, развивать образование, печатную деятельность и теле-радио-вещание на этих языках: в Уэльсе — повсеместно и без ограничений, а в Шотландии — ограниченно, но не только на севере, в областях распространения кельтского языка, но и в столице Глазго, включая парламент.

***

Какой урок из вышесказанного могут извлечь национальные меньшинства России? В британском опыте нам интересен региональный аспект. Как известно, крупнейший народ в Приволжском федеральном округе после русских — татары — практически лишен возможности развивать свой язык за пределами Татарстана, поскольку в России практически отсутствуют государственные механизмы по защите национальных языков за пределами автономных образований. С другой стороны, роль Татарстана по защите татарской культуры за пределами РТ сведена к символическому минимуму: как мы уже писали раньше, возможно, между Москвой и Казанью действовали некие негласные договоренности, выраженные формулой «…необходимо …при нынешней администрации …закрепить в договоре минимальный характер вмешательства Татарстана в дела татарской диаспоры в России» (директор Института этнологии В.А. Тишков). Если роль автономий в нынешнем политическом курсе Кремля подлежит нивелированию, то роль региональных федеральных округов — напротив, возрастает. Татары должны использовать свою многочисленность, обращение к примеру европейских этносов и региональный фактор для того, чтобы государство официально защитило татарский язык в тех федеральных округах, где они являются коренным (до прихода славян) населением, причем сделало бы это без оглядки на Татарстан. В ПФО, на наш взгляд, татары должны добиваться, с учетом шотландского и валлийского опыта, получения татарским языком статуса второго официального языка; участия в работе органов власти ПФО на уровне второго лица; а также, в перспективе, создания политических движений, отстаивающих интересы этноса и региона. Последнее, конечно, станет возможным только тогда, когда Москва «дорастет» в психологическом плане до уровня Лондона 1970-х годов, и перестанет опасаться своих граждан из числа национальных и религиозных меньшинств. И лишь после поворота с унификационной линии на путь «деволюции» российские регионы смогут обрести реальный вес в глазах своего населения, которое перестанет ездить на поклон в Белокаменную по каждому пустяку. Возможно, именно тогда сбудется мечта президента России о создании в нашей стране полноценного гражданского общества.

Аналитический центр нижегородских мусульман «Амаль»

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!