| | |
:: История татарских сел Нижегородской области - с. Актуково (Янгыпар - Новопар) |
|
Селение расположено на правом
притоке Пара и на берегах озера.
Официальное название – Актуково. В народе
больше известно как Новопар (Новый Пар).
Слово “пар” в названии в данном случае
имеет ключевое значение – оно помогает нам
понять смысл названия реки в целом и дает
ключ к пониманию истории Степи.
Название “Актуково” происходит
от имени основателя селения Актука. Долгое
время он выступал в качестве главы деревни.
Следует заметить, что статус селения
отличался от обычного статуса татарских
деревень как поселений служилых татар – до
событий Разинского восстания. Актуково
считалось особой Десяткой, подчинялось
властям как единое целое, тогда как татары
других селений были на учете поименно. В
Актукове вопросы, связанные со службой,
назначение на службу для выступления в
поход, освобождение от службы, вопросы
владения землей решались самостоятельно
главой Десятки. В других селениях эти
вопросы непосредственно решались воеводой
и уездной Приказной избой. Поэтому роль
главы десятки Актука была исключительно
велика, и он пользовался большим
авторитетом. подробнее... |
| | |
:: История татарских сел Нижегородской области - с. Базлово (Бозлау) |
|
Группа татарских селений
расположена в бассейне Уронги (Ранги).
Жители других татарских селений объединяют
их общим названием “Ранга буе авыллары”,
относя к ним Метравыл (Андреевку), Паршу (Тукай),
Ишеево, Базлово, Татарское Маклаково. Они
примыкают к древнетюркским местам,
расположенным в междуречье Пьяны, Суры и
Волги – Бортсурманы, Ожгибовка, Большое и
Малое Андосово, Лысково, Васильсурск,
известным по памятникам булгарской и
золотоордынской эпох (остатки булгарских
городищ, мары-курганы, древние кладбища,
клады татарских монет и др.)
Базлово – одно из крупнейших
селений этого региона. Татарское название
– Бозлау. подробнее... |
| | |
:: История татарских сел Нижегородской области - Большое и Малое Рыбушкино (Ырбишча) |
|
Эти
два селения, почти слитые воедино, расположены на левом притоке реки Медяны,
впадающей в Суру. Упоминается как одно татарское селение в исторических
документах времен Разинского восстания, о чем будет сказано ниже. Время
образования селений неизвестно. Однако сохранившиеся мары-курганы в окрестностях
Рыбушкина свидетельствуют о том, что здесь уже не позднее конца XIV – начала XV
вв. были зажития тюрков-кочевников. Подобные мары сохранились в окрестностях
татарских селений Красной Горки, Мочалеев, Чембилея, Медяны, Ключища, Ендовища.
Однако они в свое время по-настоящему не были изучены – были раскопаны
любителями искать клады. Известно, что обряд захоронения в курганах-марах был
распространен среди кипчаков (половцев) в эпоху язычества, до принятия ислама. С
распространением ислама среди народов Золотой Орды эти языческие обряды уже не
выполнялись. подробнее... |
| | |
:: История татарских сел Нижегородской области - с. Ендовище (Йандауича) |
|
Селение расположено в верховьях
речки Субой, впадающей в р.Пара. Татарское
название – Йандауича.
Топоним широко распространен – в
верховьях Дона, среднем течении Оки,
бассейне р.Мокши – в Рязанской, Тамбовской,
Пензенской областях, Мордовии встречаются
более 20 селение с названием Ендовище.
Имеется множество других объектов с
названием “ендова” – котловины, овраги,
болота. Топоним является объектом изучения
многих исследователей. Большинство
исследователей (В.А.Никонов, И.Г.Добродомов,
Л.Л.Трубе) полагает, что в основе названия
лежит русское слово “ендова”, означающее
широкий сосуд, в переносном смысле –
большую котловину.
подробнее... |
| | |
:: История татарских сел Нижегородской области - с. Ишеево (Ише-ауы) |
|
Расположено на реке Уронга между татарскими селениями
Базлово и Парша (Тукай). Обычно этимологию топонима выводят из татарского слова
“иш”. Возможно, это так. Однако ограничиться только этим вариантом недостаточно.
Дело в том, что слово “иш” означает ровню, пару, чету, употребляется в смысле
подобное, равноценное чему-то. Применительно к соседнему селению (в данном
случае к Базлову) это не совсем правдоподобно. Правда, “иш” является корнем и
другого татарского слова “ишэй – исэй”, употребляемого в значении роста,
расширения, увеличения в объеме. Приходится констатировать, что и это значение
не совсем подходит для объяснения названия селения. Есть и другой вариант –
объяснение топонима личным именем основателя селения или какой-то исторической
личности, сыгравшей определенную роль в истории данного селения. Имеется в виду
личное имя Ишей, часто встречающееся в документах XVI-XVII в. Оно было широко
распространено среди татар-мишарей, встречалось и среди чувашей.
подробнее... |
| | |
:: История татарских сел Нижегородской области - с. Камкино (Камка) |
|
Татарское селение Камкино расположено на р.Пьяне, на
территории Сергачского района. Селения с таким названием есть еще в двух
отстоящих далеко друг от друга регионах. Одно из них находится в бассейне р.Сатис (юго-запад Нижегородской области). Это – деревня Комкино современного
Первомайского района. Другие татарско-мишарские селения с таким названием –
Старое и Новое Камкино – находятся в Закамье, на р.Малый Черемшан, на территории
Алькеевского района республики Татарстан. Установлено, что все эти селения
исторически связаны между собой. По нашему предположению, в этой цепочке
первенствующую роль играет Камкино на р. Пьяне. Именно оно первым получило
название Камка.
подробнее... |
| | |
:: История татарских сел Нижегородской области - с. Кочко-Пожарки (Кочкай Пожары) |
|
Татарское название – Кучкай Пожары (Пожарки Кучкая). Пожарки, как и все другие припьянские татарские селения, расположены на правом
берегу Пьяны. Впервые как татарское селение упоминается в 1611 г. По преданиям,
селение первоначально под названием Юрты находилось на 1,5-2 км южнее
современного села. Это название перенесено из степей правобережья Волги и
Подонья, где так называли свои поселения первые казаки. По преданию, записанному
в начале века Г.Н.Ахмаровым, первые поселенцы прибыли в эти края с Ахтубы (левый
приток Волги в районе Волгограда). Возможно, что они были казаками. В 80-е годы
XVI в. царь дает указание своим воеводам прибирать на службу донских и волжских
атаманов и казаков. Позднее продолжает приглашать их, обращаясь “с татарским
письмом”. Название включает два корня: “Пожарки” и “Кучкай”. Это обусловлено
тем, что рядом с татарским селением находится еще одно селение с названием
“Русские Пожарки”. Эти два селения исторически связаны между собой. Мотивы того,
почему татары сохранили общее с соседним селением название, неизвестны.
подробнее... |
| | |
:: История татарских сел Нижегородской области - с. Красная Горка (Сафаджай) |
|
Одно из крупнейших татарских селений – Красная Горка –
расположено на реке Малая Медянка, левом притоке Суры.По преданиям, селение
образовалось в середине XV в. 8 вольными поселенцами из Астрахани и 4 выходцами
из мещерских мест, присоединившихся к первым поселенцам спустя 50 лет. Долгое
время селение носило странное название – Собачий Остров, в простонародии –
Сабачай. Так записал татарское название селения сто лет тому назад ученый
В.К.Магницкий со слов сабачайского татарина Хусаина Мухаммадиева. При этом были
записаны и названия некоторых других татарских селений. Вот они – Питракс,
Арбишша, Краснай, Мунчали, Новые Мунчали, Дюрт уле, Яндавишша, Пашад, Кызыл Яр,
Бузлау, Муклаука, Мадна, Чумбали.
подробнее... |
| | |
:: История татарских сел Нижегородской облсти - с. Овечий Овраг (Койсуы) |
|
Селение расположено на речке, впадающей в Пьяну со стороны
Татарской Степи. О времени его образования ничего не известно. Следует заметить,
что селения с таким названием в других районах Поволжья не встречаются. Есть
лишь гидронимы – реки, речки с подобным названием в значении “овечья вода” в
среднем течении Волги (в правобережье в районе Самары) и на Северном Кавказе –
один из притоков Каспийского моря. Первым из ученых на своеобразие названия
обратил внимание побывавший в татарских селениях Нижегородского края Г.Н.Ахмаров.
Он перевел топоним как “мутная вода”. Однако с этим объяснением согласиться
нельзя, потому что татарское название звучит не как мутная вода (“куе су”), а
как “куй суы” - “овечья вода” или “вода для овец”.
подробнее... |
| | |
:: История татарских сел Нижегородской области - с.Петряксы (Батырша авалы) |
|
Коренными жителями местности, где располагается село
Петряксы, были, по-видимому, чуваши. Места эти представляли собой лесостепь, что
подтверждается рядом топонимов. Если опираться на записи, которые велись в
мечети деревни, то Петряксы, как и Сафажай, возникли в 1451 г. Это связывается с
приходом людей из Астрахани в окрестности Арзамаса, а затем определением восьми
семей как служилых татар, на земли по реке Малой Медяне. Примерно через 50 лет
здесь же, в окрестностях Петрякс и Сафажая, появились еще четыре семьи из
Касимова.
подробнее... |
| | |
[ 1 | 2 ] |
|
| |
|
| |