На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 

   :: История татарских сел Нижегородской области - с. Актуково (Янгыпар - Новопар)

Селение расположено на правом притоке Пара и на берегах озера. Официальное название – Актуково. В народе больше известно как Новопар (Новый Пар). Слово “пар” в названии в данном случае имеет ключевое значение – оно помогает нам понять смысл названия реки в целом и дает ключ к пониманию истории Степи. Название “Актуково” происходит от имени основателя селения Актука. Долгое время он выступал в качестве главы деревни. Следует заметить, что статус селения отличался от обычного статуса татарских деревень как поселений служилых татар – до событий Разинского восстания. Актуково считалось особой Десяткой, подчинялось властям как единое целое, тогда как татары других селений были на учете поименно. В Актукове вопросы, связанные со службой, назначение на службу для выступления в поход, освобождение от службы, вопросы владения землей решались самостоятельно главой Десятки. В других селениях эти вопросы непосредственно решались воеводой и уездной Приказной избой. Поэтому роль главы десятки Актука была исключительно велика, и он пользовался большим авторитетом.   подробнее...

 
 
 

   :: История татарских сел Нижегородской области - с. Базлово (Бозлау)

Группа татарских селений расположена в бассейне Уронги (Ранги). Жители других татарских селений объединяют их общим названием “Ранга буе авыллары”, относя к ним Метравыл (Андреевку), Паршу (Тукай), Ишеево, Базлово, Татарское Маклаково. Они примыкают к древнетюркским местам, расположенным в междуречье Пьяны, Суры и Волги – Бортсурманы, Ожгибовка, Большое и Малое Андосово, Лысково, Васильсурск, известным по памятникам булгарской и золотоордынской эпох (остатки булгарских городищ, мары-курганы, древние кладбища, клады татарских монет и др.) Базлово – одно из крупнейших селений этого региона. Татарское название – Бозлау.   подробнее...

 
 
 

   :: История татарских сел Нижегородской области - Большое и Малое Рыбушкино (Ырбишча)

Эти два селения, почти слитые воедино, расположены на левом притоке реки Медяны, впадающей в Суру. Упоминается как одно татарское селение в исторических документах времен Разинского восстания, о чем будет сказано ниже. Время образования селений неизвестно. Однако сохранившиеся мары-курганы в окрестностях Рыбушкина свидетельствуют о том, что здесь уже не позднее конца XIV – начала XV вв. были зажития тюрков-кочевников. Подобные мары сохранились в окрестностях татарских селений Красной Горки, Мочалеев, Чембилея, Медяны, Ключища, Ендовища. Однако они в свое время по-настоящему не были изучены – были раскопаны любителями искать клады. Известно, что обряд захоронения в курганах-марах был распространен среди кипчаков (половцев) в эпоху язычества, до принятия ислама. С распространением ислама среди народов Золотой Орды эти языческие обряды уже не выполнялись.   подробнее...

 
 
 

   :: История татарских сел Нижегородской области - с. Ендовище (Йандауича)

Селение расположено в верховьях речки Субой, впадающей в р.Пара. Татарское название – Йандауича. Топоним широко распространен – в верховьях Дона, среднем течении Оки, бассейне р.Мокши – в Рязанской, Тамбовской, Пензенской областях, Мордовии встречаются более 20 селение с названием Ендовище. Имеется множество других объектов с названием “ендова” – котловины, овраги, болота. Топоним является объектом изучения многих исследователей. Большинство исследователей (В.А.Никонов, И.Г.Добродомов, Л.Л.Трубе) полагает, что в основе названия лежит русское слово “ендова”, означающее широкий сосуд, в переносном смысле – большую котловину.   подробнее...

 
 
 

   :: История татарских сел Нижегородской области - с. Ишеево (Ише-ауы)

Расположено на реке Уронга между татарскими селениями Базлово и Парша (Тукай). Обычно этимологию топонима выводят из татарского слова “иш”. Возможно, это так. Однако ограничиться только этим вариантом недостаточно. Дело в том, что слово “иш” означает ровню, пару, чету, употребляется в смысле подобное, равноценное чему-то. Применительно к соседнему селению (в данном случае к Базлову) это не совсем правдоподобно. Правда, “иш” является корнем и другого татарского слова “ишэй – исэй”, употребляемого в значении роста, расширения, увеличения в объеме. Приходится констатировать, что и это значение не совсем подходит для объяснения названия селения. Есть и другой вариант – объяснение топонима личным именем основателя селения или какой-то исторической личности, сыгравшей определенную роль в истории данного селения. Имеется в виду личное имя Ишей, часто встречающееся в документах XVI-XVII в. Оно было широко распространено среди татар-мишарей, встречалось и среди чувашей.   подробнее...

 
 
 

   :: История татарских сел Нижегородской области - с. Камкино (Камка)

Татарское селение Камкино расположено на р.Пьяне, на территории Сергачского района. Селения с таким названием есть еще в двух отстоящих далеко друг от друга регионах. Одно из них находится в бассейне р.Сатис (юго-запад Нижегородской области). Это – деревня Комкино современного Первомайского района. Другие татарско-мишарские селения с таким названием – Старое и Новое Камкино – находятся в Закамье, на р.Малый Черемшан, на территории Алькеевского района республики Татарстан. Установлено, что все эти селения исторически связаны между собой. По нашему предположению, в этой цепочке первенствующую роль играет Камкино на р. Пьяне. Именно оно первым получило название Камка.   подробнее...

 
 
 

   :: История татарских сел Нижегородской области - с. Кочко-Пожарки (Кочкай Пожары)

Татарское название – Кучкай Пожары (Пожарки Кучкая). Пожарки, как и все другие припьянские татарские селения, расположены на правом берегу Пьяны. Впервые как татарское селение упоминается в 1611 г. По преданиям, селение первоначально под названием Юрты находилось на 1,5-2 км южнее современного села. Это название перенесено из степей правобережья Волги и Подонья, где так называли свои поселения первые казаки. По преданию, записанному в начале века Г.Н.Ахмаровым, первые поселенцы прибыли в эти края с Ахтубы (левый приток Волги в районе Волгограда). Возможно, что они были казаками. В 80-е годы XVI в. царь дает указание своим воеводам прибирать на службу донских и волжских атаманов и казаков. Позднее продолжает приглашать их, обращаясь “с татарским письмом”. Название включает два корня: “Пожарки” и “Кучкай”. Это обусловлено тем, что рядом с татарским селением находится еще одно селение с названием “Русские Пожарки”. Эти два селения исторически связаны между собой. Мотивы того, почему татары сохранили общее с соседним селением название, неизвестны.   подробнее...

 
 
 

   :: История татарских сел Нижегородской области - с. Красная Горка (Сафаджай)

Одно из крупнейших татарских селений – Красная Горка – расположено на реке Малая Медянка, левом притоке Суры.По преданиям, селение образовалось в середине XV в. 8 вольными поселенцами из Астрахани и 4 выходцами из мещерских мест, присоединившихся к первым поселенцам спустя 50 лет. Долгое время селение носило странное название – Собачий Остров, в простонародии – Сабачай. Так записал татарское название селения сто лет тому назад ученый В.К.Магницкий со слов сабачайского татарина Хусаина Мухаммадиева. При этом были записаны и названия некоторых других татарских селений. Вот они – Питракс, Арбишша, Краснай, Мунчали, Новые Мунчали, Дюрт уле, Яндавишша, Пашад, Кызыл Яр, Бузлау, Муклаука, Мадна, Чумбали.   подробнее...

 
 
 

   :: История татарских сел Нижегородской облсти - с. Овечий Овраг (Койсуы)

Селение расположено на речке, впадающей в Пьяну со стороны Татарской Степи. О времени его образования ничего не известно. Следует заметить, что селения с таким названием в других районах Поволжья не встречаются. Есть лишь гидронимы – реки, речки с подобным названием в значении “овечья вода” в среднем течении Волги (в правобережье в районе Самары) и на Северном Кавказе – один из притоков Каспийского моря. Первым из ученых на своеобразие названия обратил внимание побывавший в татарских селениях Нижегородского края Г.Н.Ахмаров. Он перевел топоним как “мутная вода”. Однако с этим объяснением согласиться нельзя, потому что татарское название звучит не как мутная вода (“куе су”), а как “куй суы” - “овечья вода” или “вода для овец”.   подробнее...

 
 
 

   :: История татарских сел Нижегородской области - с.Петряксы (Батырша авалы)

Коренными жителями местности, где располагается село Петряксы, были, по-видимому, чуваши. Места эти представляли собой лесостепь, что подтверждается рядом топонимов. Если опираться на записи, которые велись в мечети деревни, то Петряксы, как и Сафажай, возникли в 1451 г. Это связывается с приходом людей из Астрахани в окрестности Арзамаса, а затем определением восьми семей как служилых татар, на земли по реке Малой Медяне. Примерно через 50 лет здесь же, в окрестностях Петрякс и Сафажая, появились еще четыре семьи из Касимова.   подробнее...

 
 
 

[ 1 | 2 ]
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!