Селение расположено на речке, впадающей в Пьяну со стороны
Татарской Степи. О времени его образования ничего не известно. Следует заметить,
что селения с таким названием в других районах Поволжья не встречаются. Есть
лишь гидронимы – реки, речки с подобным названием в значении “овечья вода” в
среднем течении Волги (в правобережье в районе Самары) и на Северном Кавказе –
один из притоков Каспийского моря. Первым из ученых на своеобразие названия
обратил внимание побывавший в татарских селениях Нижегородского края Г.Н.Ахмаров.
Он перевел топоним как “мутная вода”. Однако с этим объяснением согласиться
нельзя, потому что татарское название звучит не как мутная вода (“куе су”), а
как “куй суы” - “овечья вода” или “вода для овец”.
Здесь следует пояснить, что “куй” – это мишарское название
овцы. Так же называют овцу казахи, узбеки, алтайский и крымские татары. В
татарском литературном языке овца называется “сарык”, а куй применяется в
значении “курдюк”, “куй сарыгы” означает “курдючную овцу”.
Топоним Овечий Овраг, без сомнения, из лексикона
скотоводческих племен. Название отражает особенности ландшафта местности –
возвышенные пастбища, суходолы, удобные для овец места для водопоя. Плоские
пастбища тянулись на многие километры безлюдной гористой местности по
правобережью Пьяны от современной Вязовки до Мамешева - до второй половины XVI
в.). Эти мордовские селения находились на противоположной, левой стороне Пьяны.
Овечий Овраг, местность, где находится селение, служил станом для овечьих отар и
их чабанов. Позднее здесь и образовалось современное татарское селение с древним
традиционным названием.
Овечий Овраг вошел в историю духовной культуры татарского
населения края как селение, где было создано первое медресе после легализации
мусульманских организаций в конце XVIII в. Оно содержалось на средства
мугаллимов Абдуллы Желила и Фейзуллы Абубякерова. Их могилы, а также могила
организатора медресе Садека абзи почитаются как могилы святых. Любопытна была
реакция властей на его открытие медресе – оно было воспринято как вторая
“академия”. В его деятельности действительно было много интересного –
преподавались не только основы ислама, но и такие восточные языки как арабский,
турецкий и персидский, а также арифметика. Под первой “академией”
подразумевалось не учебное заведение в обычном понимании, а система обучения
медведей – край славился учеными медведями, которых водили татарские и русские
поводильщики по всей России.
А.М. Орлов, "Нижегородские татары"