На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: История татарских сел Нижегородской облсти - с. Овечий Овраг (Койсуы)

Селение расположено на речке, впадающей в Пьяну со стороны Татарской Степи. О времени его образования ничего не известно. Следует заметить, что селения с таким названием в других районах Поволжья не встречаются. Есть лишь гидронимы – реки, речки с подобным названием в значении “овечья вода” в среднем течении Волги (в правобережье в районе Самары) и на Северном Кавказе – один из притоков Каспийского моря. Первым из ученых на своеобразие названия обратил внимание побывавший в татарских селениях Нижегородского края Г.Н.Ахмаров. Он перевел топоним как “мутная вода”. Однако с этим объяснением согласиться нельзя, потому что татарское название звучит не как мутная вода (“куе су”), а как “куй суы” - “овечья вода” или “вода для овец”.

Здесь следует пояснить, что “куй” – это мишарское название овцы. Так же называют овцу казахи, узбеки, алтайский и крымские татары. В татарском литературном языке овца называется “сарык”, а куй применяется в значении “курдюк”, “куй сарыгы” означает “курдючную овцу”.

Топоним Овечий Овраг, без сомнения, из лексикона скотоводческих племен. Название отражает особенности ландшафта местности – возвышенные пастбища, суходолы, удобные для овец места для водопоя. Плоские пастбища тянулись на многие километры безлюдной гористой местности по правобережью Пьяны от современной Вязовки до Мамешева - до второй половины XVI в.). Эти мордовские селения находились на противоположной, левой стороне Пьяны. Овечий Овраг, местность, где находится селение, служил станом для овечьих отар и их чабанов. Позднее здесь и образовалось современное татарское селение с древним традиционным названием.

Овечий Овраг вошел в историю духовной культуры татарского населения края как селение, где было создано первое медресе после легализации мусульманских организаций в конце XVIII в. Оно содержалось на средства мугаллимов Абдуллы Желила и Фейзуллы Абубякерова. Их могилы, а также могила организатора медресе Садека абзи почитаются как могилы святых. Любопытна была реакция властей на его открытие медресе – оно было воспринято как вторая “академия”. В его деятельности действительно было много интересного – преподавались не только основы ислама, но и такие восточные языки как арабский, турецкий и персидский, а также арифметика. Под первой “академией” подразумевалось не учебное заведение в обычном понимании, а система обучения медведей – край славился учеными медведями, которых водили татарские и русские поводильщики по всей России.

А.М. Орлов, "Нижегородские татары"

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!