Одно из крупнейших татарских селений – Красная Горка –
расположено на реке Малая Медянка, левом притоке Суры.По преданиям, селение
образовалось в середине XV в. 8 вольными поселенцами из Астрахани и 4 выходцами
из мещерских мест, присоединившихся к первым поселенцам спустя 50 лет. Долгое
время селение носило странное название – Собачий Остров, в простонародии –
Сабачай. Так записал татарское название селения сто лет тому назад ученый
В.К.Магницкий со слов сабачайского татарина Хусаина Мухаммадиева. При этом были
записаны и названия некоторых других татарских селений. Вот они – Питракс,
Арбишша, Краснай, Мунчали, Новые Мунчали, Дюрт уле, Яндавишша, Пашад, Кызыл Яр,
Бузлау, Муклаука, Мадна, Чумбали.
Переименование селения было произведено в послевоенные годы
по причине неблагозвучности, оскорбительного характера названия. Новое название
– “Красная Горка” плохо приживается из-за слабой обоснованности – селение
расположено не на горе, а в котловине.
В последнее время в татарской печати и простонародии широко
используется топоним Сафаджай. Восстановление татарских названий селений
началось с Сафаджая. Инициаторами вышли учителя во главе с руководителями школы
Р.Ф.Ибрагимовым и С.В.Сабировым. Для этого у интеллигенции села было весьма
убедительное основание – записи мулл, восстановленные после пожара во второй
половине XIX в. Известные муллы Сафаджая Салих ибн Сулейман (умер в 1844 г.) и
Тохтар (умер в 1861 г.) называли селение Сафаджаем. Кажется, что население
встретило восстановление названия с большим удовлетворением. Село вернуло себе
свое благозвучное название.
Сафаджай – сложное образование, состоящее из двух корневых
слов – арабского слова “сафа”, употребляемого для выражения особого состояния
души – блаженства, спокойствия, покоя, безмятежности и тюркского слова “джай”,
означающего “лад, порядок”, употребляемого в смысле местоположения. Сочетание
этих двух слов означает “место для покоя, блаженства”. Такое представление о
выбранном для поселения месте с умеренно теплым и влажным климатом -–прибывшим
сюда из знойных астраханских степей, естественно, могло показаться райским
уголком.
Однако, есть и другая версия его названия. Дело в том, что
название селения звучало не как Сафаджай, а как Сабачай. Есть предание, в
котором говорится о том, что первые поселенцы обосновались на островке между
двумя речками – Малой Медянкой и Сабачайкой. Здесь они обнаружили несколько
диких собак и потому, якобы, назвали свое поселение Собачьим Островом. Хотя
трудно поверить тому, что первые поселенцы – татары по духу и языку, не
владевшие русским языком, - назвали свое селение Собачьим Островом.
У топонима “Сабачай” должно быть собственно татарское
содержание. По нашему мнению, Сабачай, как и Сафаджай, состоит из двух корней.
Это – “саба” и “чай”. “Саба” – широко распространенное татарское слово,
употребляемое в различных значениях. “Саба” – широко распространенное среди
татар собственное имя и, прежде всего, в низовьях Волги. Например, среди
основателей Кочко-Пожарок, прибывших как раз из низовьев Волги, мы встречаем
татар с именем Саба: Саба – отец мурзы Кучкая и Саба – его соратник, положивший
начало другому кочко-пожарскому роду.
“Саба” – название одного из булгарских племен,
переселившихся из Приазовья и Нижнего Поволжья в Камско-Волжскую Булгарию. В
результате контактов с другими племенами возникло новое племя, известное как
“собакуляне”. Известно еще одно значение слова – словом “саба” тюрки обозначали
тихий южный ветер (“саба жиле”).
Вполне вероятно, что в основе названия Сабачая лежит
корневое слово “саба” в одном из этих трех значений. В данном случае это может
быть этноним, название племени. Есть же этноним такого типа “карачай”,
закрепившийся за одним из родственных с булгарами народов Северного Кавказа. У
людей, так далеко оторвавшихся от своей исторической родины, вполне закономерно
появляется желание назвать селение именем своего этноса. Имеется множество
селений с названием этнонима – “буртасы”, “мещера”, “можары”, “ногаи”,
свидетельствующие о том, что они оказались в другой этнической среде.
Однако суть проблемы заключается в смысле словосочетания,
включающего слово “чай”. Известно, что слово “чай” в древнетюркских языках
означает реку. Примером смыслового словосочетания может служить этноним
“Карачай”, означающий буквально черную реку, т.е. реку подземного, ключевого,
родникового питания в противоположность белой реке, питающейся талыми водами.
Вернемся еще раз к названию Собачий Остров. При этом
следует иметь в виду, что название селения формируется в общении с жителями
соседних селений. Собачьим Островом селение могли назвать жители присурских
русских селений, появившихся здесь уже во второй половине XIV в., но уже по
другой причине. У тюркских племен, родов была традиция иметь собственного
тотемного животного, покровителя. У булгар такими животными были барс, волк.
Ныне силуэт барса введен в герб Республики Татарстан. По свидетельству
Г.В.Вернадского, таким тотемом у ногайцев была собака. Вполне вероятно, что на
домах жителей Сафаджая были изображения собаки, что могло послужить поводом для
названия селения Собачьим островом, оказавшимся островком в окружении чужих
племен. Кстати, у кипчакских племен почетными считались личные имена с
названиями и кличками собак (кобяк – название крупной собаки, барак – мохнатой
большой собаки, боняк – собачка с белой шеей и т.д.).
Таковы некоторые соображения о названии одного из
древнейших татарских селений Присурья.
А.М. Орлов, "Нижегородские татары"