Татарское название – Кучкай Пожары (Пожарки Кучкая). Пожарки, как и все другие припьянские татарские селения, расположены на правом
берегу Пьяны. Впервые как татарское селение упоминается в 1611 г. По преданиям,
селение первоначально под названием Юрты находилось на 1,5-2 км южнее
современного села. Это название перенесено из степей правобережья Волги и
Подонья, где так называли свои поселения первые казаки. По преданию, записанному
в начале века Г.Н.Ахмаровым, первые поселенцы прибыли в эти края с Ахтубы (левый
приток Волги в районе Волгограда). Возможно, что они были казаками. В 80-е годы
XVI в. царь дает указание своим воеводам прибирать на службу донских и волжских
атаманов и казаков. Позднее продолжает приглашать их, обращаясь “с татарским
письмом”. Название включает два корня: “Пожарки” и “Кучкай”. Это обусловлено
тем, что рядом с татарским селением находится еще одно селение с названием
“Русские Пожарки”. Эти два селения исторически связаны между собой. Мотивы того,
почему татары сохранили общее с соседним селением название, неизвестны.
К моменту поселения татар соседнее селение уже называлось
Пожарками, и оно пришло на смену старому названию - Сунилово. Селение стало
называться так не потому, что оно первоначально основалось на месте выжженного
темного леса, а по причине частых пожаров, которые случались в этом селении.
По сведениям, полученным из официальных документов,
Татарские или Новые Пожарки возникли в конце XVI в. В поместном акте, выданном в
1584 г. группе арзамасских служилых татар, в числе которых был мурза Кучкай,
предполагаемый основатель селения, называются имена Чикея Енгильдеева, братьев
Енговатовых, Кильдюшева, Енгалычева и др. Все они наделяются поместьями в
пустоши, за шатковским лесом. При этом в натуре поместье не указывается.
Пользуясь этим, Кучкай мурза переходит границу Арзамасского уезда, которая
проходила по речке Пица, и поселяется в Пожарках, расположенных в соседнем
Алатырском уезде. Так же поступает Чикей Енгильдеев – вместе с группой бывших
камкинцев основывается в Камкине. По месту верстания они находились на службе в
Арзамасском уезде.
Среди перечисленных в акте татар мурза Кучкай был самым
именитым. Он имел титул - Кучкай мурза князь Сабаев, Мустафин сын.
В последующих актах прослеживается родовая связь между
Кучкаем и его потомками. Так, в 1611 г. при разделе земель в Чуфарове
присутствуют представители соседних деревень Мордовских и Татарских Пожарок,
Шубина, Камкина, в том числе представители Мордовских Пожарок Русин Сыряпин,
Кадыш Оленин, Отяш Чинзин, служилые татары Татарских Пожарок Айбулат Бейбулатов,
Семакай Кучкаев и Цынай Капкунаев.
Сведения о Кучкае и его потомках совпадают с данными
родословной, составленной краеведом этого селения Ф.Юнисовым – Качкай (так
названо имя Кучкай) – родоначальник, его сын Алмакай, внук Семакай и т.д.
Еще одно косвенное подтверждение, что село названо по имени
Кучкая – в акте 1611 г. указано соседнее селение Шубино. Представители Шубина
Бекбулат Шуба и Исен Богдав. Вероятно, что Бекбулат является сыном основателя
селения Шубино. Это значит, что называние селений по имени основателей было
традицией тех лет. В заключение следует сказать, что в основе названия лежит
исторический факт – Кучкай мурза является основателем селения.
В духе традиции русской фонетики звуки “а” и “у”
трансформировались в “о” – Кочкой, Кучкай Пожарки превратились в Кочко-Пожарки.
Параллельные названия Новые Пожарки, Татарские Пожарки не отрицают, а лишь
подтверждают историческую версию. Воссоздание истории названия селения стало
возможным благодаря упорному и настойчивому поиску местного краеведа
Ф.Ю.Юнисова, сумевшего восстановить родословную Кучкая, состоявшую из 12-13
поколений. Сведения о Кучкае и его потомках помогли установить, что
родоначальник рода Кучкаевых и основатель селения – это одно и то же лицо.
По преданиям, записанным Ф.Юнисовым в Кочко-Пожарках,
наряду с татарами жило несколько родов чувашей, выходцев из другого татарского
селения Базлова. Он восстановил и их родословные, собрал сведения об их
верованиях, обрядах и праздниках. Со временем они приняли ислам и отатарились.
Они оставили как память о себе термин “дур” в смысле улицы, части деревни, так
названы некоторые из них Чуаш дур, Кочан дур.
А.М. Орлов, "Нижегородские татары"