Татарское селение Камкино расположено на р.Пьяне, на
территории Сергачского района. Селения с таким названием есть еще в двух
отстоящих далеко друг от друга регионах. Одно из них находится в бассейне р.Сатис (юго-запад Нижегородской области). Это – деревня Комкино современного
Первомайского района. Другие татарско-мишарские селения с таким названием –
Старое и Новое Камкино – находятся в Закамье, на р.Малый Черемшан, на территории
Алькеевского района республики Татарстан. Установлено, что все эти селения
исторически связаны между собой. По нашему предположению, в этой цепочке
первенствующую роль играет Камкино на р. Пьяне. Именно оно первым получило
название Камка.
Затем, во второй половине XVI в. это переносится на мордовское
селение в бассейне р.Сатис. В конце XVII в. название Камка переселенцами из
Камкина на р.Пьяне переносится в Закамье, где образуется одноименное селение
Камкино, от которого затем выделяется Новое Камкино, а за первым закрепляется
название Старого Камкина.
По одному из преданий, сохранившихся в Камкине на Пьяне,
селение названо по имени предводительницы группы первопоселенцев – Камка-эби. В
другом варианте предания, название появилось с образного выражения этой
предводительницы, которая, увидев местность, якобы воскликнула: “Вот это
настоящая камка!”. Односельчане с благоговением относились к этой женщине и
назвали ее Камка эби, и селение стало называться “Камка авылы” (аул Камки).
Слово “камка” означает шелковую ткань с искусными
изображениями растений, цветов. Эта ткань производилась на Востоке, получила
распространение и в Поволжье благодаря булгарам, торговавшим восточными
изделиями далеко за пределами Булгарии.
В официальных документах, в частности, в “Арзамасских
поместных актах” селение под указанным названием впервые упоминается в 1611 г. в
связи с участием татар дер.Камкино Пасмура Мокшаева, Богдана Розбахтина и Клаша
Мамкеева в отделе земель в Чуфарове. Подробно о селении – названиях урочищ,
лесов, оврагов, а также об именах и фамилиях татар, заселяемых в данной деревне
с указанием размеров их земельных окладов говорится в акте за 1603 г. Но она
почему-то там названа татарской деревней Усть-Пилилей, хотя речь идет о
местности, где расположено нынешнее Камкино – описываемые места точно отображают
названия камкинских урочищ, лесов, оврагов. В частности, в документе упоминаются
речка Озы, черный лес (обычно так называются леса со смешанными породами
деревьев – дуба, липы и др., именно таким является нынешний Винокур), осинник,
бакалдый и т.д. А Усть-Пилилей больше ни в каких документах не упоминается.
В этом акте речь идет о возвращении камкинцев на свои
старые владения. В нем перечислены имена и фамилии 23 помещиков, получивших на
владение земли в Камкине. Различаются две группы помещиков – “старых (т.е.
бывших) помещиков”, когда-то уже владевших землями в Камкине, они наделяются
поместьями по 30 четей, и “новиков”, получивших поместья впервые. К первым
относятся Богдан Розбахтеев, Чурашка Исенеев, Утяшка Ингильдеев, Байбера
Карамышев и др. Ко второй группе – Розгильдей Полтинин, Чекей Енгильдеев, Юзейка
Исаков, Бекбулатка Алтышов. Во главе возвращенцев стоял предводитель Чикей
Енгильдеев, выходец из кадомских мест. В его честь селение получило свое второе
название – Чикеев Усад. В течение всего XVII века оно носило два названия –
Чикеев Усад, Камкино тож.
Обращает на себя внимание тот факт, что земли камкинцев
выделяются на общинное пользование в тех же пределах, как было и прежде – “всем
им жить вместе в одной околице, землю пахати и сено косити и всякими угодьями
владеть всем заодно по жеребью меж себя ровно”, “лес татарам… хоромной всякой и
дровяной сечи, и лубье снимати, и лыка драти, по всякую угодь ездить по обе
стороны реки Пьяны, …во Пьяне и озерах рыба про себя ловити… и хмель щипати…”
Часть бывших камкинцев возвратилась к себе на родину из
мордовского селения Комкина с Сатиса. С ними, возможно, были и мордвины. Об этом
говорит имя и фамилия упомянутого представителя Камкина при отделе земель в
Чуфарове – Пасмура Мокшаева, названного служилым татарином. Пребывание
камкинских татар в мордовской деревне на Сатисе отражено в поместном акте 1585
г. В нем говорится об участии отца упомянутого Богдана Розбахтеева – Розбахты и
его брата Сююндека Телевлевых вместе с мордвином Конесом Камкиным как жителей
деревни Камкино в отводе земель в соседнем селении. О связи между указанными
татарами Камкина на Пузе и татарами, вернувшимися в Камкино на Пьяне говорят
отношения одного из основателей деревни: Розбахта, его сын и внуки фигурируют во
многих документах конца XVI и первой половины XVII веков – Розбахта Телевлев (в
1585 г.), его сын Богдан Розбахтин (1603, 1611), внуки Янбулат и Еникей
Богдановы (1639). В акте 1603 г. Богдан Розбахтин перечислен в числе так
называемых старых помещиков, владевших поместьями здесь когда-то.
Судя по фамилии, Момкей Муромцев пребывал в Муроме. Он
также поселяется в Камкине. Его сын Клаш Момкеев вместе с Пасмуром Мокшаевым и
Богданом Розбахтеевым как представители Камкина присутствует при отделе земель в
Чуфарове, хотя он был владельцем соседнего русского села Погорелки. Мамеш
Карамышев был владельцем другой соседней деревни, названной Мамешевым (камкинцы
называют ее Мямеш иле – деревней Мамеша) Его брат Карбыш Карамышев был одним из
солеторговцев в Нижнем Новгороде.
Переселение камкинцев связано с переводом их на Пузскую
засеку, где они вместе с мордвой образовали поселение с названием своей прежней
деревни.
Среди татар, поселившихся в Камкино в 1603 г. были и
кадомские татары, переведенные в Арзамасский уезд в 1586 г. Это – Чикей
Енгильдеев, Уразлей Полтинин, Бекбулат Алтышев и др. Они поселяются в Камкине
как новики.
О времени первоначального образования селения сведений нет.
О нем можно судить лишь по косвенным данным, позволяющим говорить о занятиях
поселенцев, эпохе переселения в эти места.
Первое – это историческое название селения Камка. Таким
словом могли назвать селение булгары (кстати, булгары – это не только выходцы из
булгарских племен, но и не булгарских племен, входивших в состав Булгарского
государства). Камка – это слово из обихода булгар, торговавших этим товаром и
пользовавшихся этой тканью. Название позволяет судить о первопоселенцах как
мирных людях, земледельцах, знавших толк в характере местности по опыту жизни у
себя на прародине.
Второе – это сведения о событиях конца XVII в., когда
большая группа алатырских татар-мишарей, в их числе и часть камкинцев
переселяется на Закамье, на берега р.Малый Черемшан, где когда-то находились
древние булгарские города – Булгар, Биляр, Булемер. В своем обращении к властям
о разрешении поселиться там они обосновывают свое намерение тем, что эти земли –
древняя родина их предков, там находятся святые места, могилы вождей. В числе
святых они называют Балын Гузи (по всей вероятности, искаженное имя Вали Ходжи).
Третье – историческая память камкинцев. В Камкине, в
частности, сохранилось имя Вали Ходжи в аристократических семьях как
символическое. В прошлом веке время жил Вали Ходжа, в прошлом крупный торговец,
выходец из богатой семьи. Об этом же говорит предание о сорока девушках,
казненных Аксаком Темиром, разрушившим в конце XVI в. булгарские города, якобы
за отступление от исламских норм в поведении.
Еще и в послевоенные годы этим девушкам верующими
посвящались молитвы. Все это говорит о том, что первые поселенцы были выходцами
из древней Булгарии.
Это предположение согласуется с утверждением академика
В.В.Радлова о том, что мишари густыми массами обитали в южной части Волжской
Булгарии. Значит, они принимали на себя первые удары монголов Батыя, а затем и
Аксака Темира.
В конце XVII в. рядом с селением появляется новая деревня,
куда переселились татары, выдворенные из другой татарской деревни – Мангушево -
после подавления разинского восстания. Мангушево, по преданиям, образовалось в
XV веке. Судя по имени основателя, поселенцами были выходцы из кипчакских
степей, где это имя стало популярным и в последующих поколениях. Известно, что
Мангуш – сын кипчакского хана Котяна был одним из воевод, возглавлявших войско
кипчаков в сражении с монголами. Камкинцы приютили татар Мангушева. Постепенно
Новый Усад слился с собственно Камкино, приняв название последнего.
Переселение татар Мангушева в Камкино в конце XVII в.
свидетельствует об исторической общности татар этих деревень. Земледельческое
племя мангушевцев поселилось в этих краях во второй половине XV в., прибыв сюда,
как и первые камкинцы, с востока, т.е. из казанских мест. Как одна из первых
земледельческих общин Припьянья, мангушевцы начали распашку целинных земель в
бассейне р.Пара, имели крупные массивы пашни далеко за пределами селения.
Возможно, что будучи здесь первыми оседлыми татарами, они поддерживали между
собой отношения, и когда оказались выдворенными с насиженных мест, нашли отклик
в сердцах камкинцев.
Среди камкинцев долгое время сохранялась такая форма
верования как “кыр келяу” - языческий обряд, широко распространенный среди
народов Булгарии. Сохранились и традиции навруза (например, “джимчэчэк”),
которые по времени приурочивались к половодью. Интересно, что камкинцы знали
старинные исторические песни, незнакомые татарам соседних деревень. Класс
исполнителя определялся по исполнению старинной песни “Шамшариф”, в которой
воспевался один из булгарских городов, как город Солнца.
Ай, врата распахнуты в граде
До молитвы, до вечерней, ай зари.
Жизнь, прошедшую как память о ней
И за золото уже не возвратить…
А.М. Орлов, "Нижегородские татары"