:: История татарских сел Нижегородской области - Большое и Малое Рыбушкино (Ырбишча)
Эти
два селения, почти слитые воедино, расположены на левом притоке реки Медяны,
впадающей в Суру. Упоминается как одно татарское селение в исторических
документах времен Разинского восстания, о чем будет сказано ниже. Время
образования селений неизвестно. Однако сохранившиеся мары-курганы в окрестностях
Рыбушкина свидетельствуют о том, что здесь уже не позднее конца XIV – начала XV
вв. были зажития тюрков-кочевников. Подобные мары сохранились в окрестностях
татарских селений Красной Горки, Мочалеев, Чембилея, Медяны, Ключища, Ендовища.
Однако они в свое время по-настоящему не были изучены – были раскопаны
любителями искать клады. Известно, что обряд захоронения в курганах-марах был
распространен среди кипчаков (половцев) в эпоху язычества, до принятия ислама. С
распространением ислама среди народов Золотой Орды эти языческие обряды уже не
выполнялись.
Татарское название селений (Большого
и Малого Рыбушкина) – “Ырбишча”, “Арбишча”
(последнее произношение было записано В.К.Магницким
в конце XIX в. со слов сабачайского татарина
Хусяина Мухаммадиева. В привычку вошли и
русские название – “Большой” и “Малый”,
заменяющие полные русские названия “Большое
и Малое Рыбушкино”.
Смысл названия селений остается
загадкой. Этимология названия в литературе
не раскрыта. Аналогии на картах других
регионов не встречаются. Одно из
предположений вытекает из схожего топонима
тюркского происхождения – названия
древнего татарского городка Ирбит (Эрбет),
зафиксированного в старинной песне “Эрбет”.
Вполне вероятно, что в основе этих двух
созвучных названий “Эрбет” и “Ырбишча”
лежит одно слово “ирыб” или “ырыб” –
древнетюркское слово, означающее “место
сбора, купли-продажи, меновой торговли,
иначе торжища, ярмарку”.
Состав топонима сложный. Корень
названия – “ирыб”, “ырыб”,
оканчивающийся суффиксом русского
происхождения – “ича”. Подобные связки
встречаются в названиях некоторых
татарских селений – “Йандауича”, “Ключище”.
Суффикс подчеркивает крупный масштаб,
величину селения.
Историческое прошлое селений
раскрывается через раннее название Малого
Рыбушкина – Азеево (Аджи авылы), как когда-то
называли это селение. В исторических
документах XVIII в. оно еще называлось
Коншаевым заулком (заулок – небольшой
глухой переулок). В Мещере так называли
небольшие деревни. Название “Аджи авылы”
свидетельствует о том, что селение
образовалось за счет поселенцев из
мещерских мест. На Севере Рязанской области,
между Касимовым и Кадомом и поныне
существует крупное татарское селение
Азеево (Аджи авылы). Связь между Рыбушкином
и Азеевом проливает свет на этническую
принадлежность рыбушкинских татар,
подтверждает предания об их булгарском
происхождении. Азеево на р.Мокше основано
южными булгарами, прибывшими туда
непосредственно из Приазовья и Подонья.
Образовалось оно как казачья станица
сторожей западных рубежей Волжской
Булгарии. Булгары этих мест упоминаются в
конце XII – начале XIII вв. в связи с
нападениями рязанских дружинников на Кадом
и с историей Пургасовой Руси, выступавшей
вместе с мордвой против нижегородских
князей, поддержанных мордвой Пуреша и
кипчаками (1229). Рядом с Азеево сохранились
курганы-крепостцы, в которых, по преданию,
сторожили какие-то богатыри.
Азеево стояло на Ордобазарской
дороге, связывающей Москву с городами
Нижнего Поволжья Астраханью и Царицыном, а
также с Саратовым. В середине XVI в. в Азееве
находился промежуточный пункт – ям.
Азеевские служилые татары обслуживали
часть дороги. Одновременно ямщики
занимались торговлей. Особое место
занимала торговля лошадьми. Скупив у
ногайцев табуны лошадей, торговали ими в
центральный районах. При этом приносили
большую пользу царскойказне – царские
стряпчие отбирали одну из 10 приведенных
лошадей. Кроме того, продавец или
покупатель должен был вносить в казну налог.
Позднее дорога выпрямляется – ям
переводится из Азеева в другое татарское
селение, в центр вновь организованного
уезда – Темников. В Смутное время ямская
служба приходит в упадок.
Восстанавливается она только через
несколько десятилетий. Служилые
татары, обслуживающие ямскую службу,
остаются не у дел, вынуждены искать более
удобное место для жительства. Таким местом
оказалось Припьянье, где уже образовались
татарские поселения нового типа – деревни,
жители которых могли заниматься и
скотоводством, и земледелием.
Рыбушкино постепенно
превращается в торговый и своеобразный
политический центр. Это особенно ярко
проявилось во время Разинского восстания.
Рыбушкино становится центром собирания сил
сторонников Разина. Сюда наведывается один
из соратников Разина – Асай Айбулатов,
имевший крупные поместья в Керенском и
Кадомском уездах. В Рыбушкине у него
появляются сообщники, среди которых
выделяется Буланка Алибяков.
На последнем этапе восстания
нарастающую активность проявляют татары
Межпьянья. Сборный отряд алатырских татар
вступает в отчаянное сражение с
правительственными войсками под
Мурашкиным. Потерпев поражение от
превосходящих сил, татары отступают к своим
родным местам, чтобы получить передышку и
подкрепление. Отряд Леонтьева настигает их
в конце Ключища, где происходит крупное
сражение. Повстанцы обращаются за помощью к
рыбушкинцам, которые присоединяются к ним
по пути в Курмыш. Преследование повстанцев,
достигающих численности около 455 чел.,
продолжается до окрестностей Маклакова (Ожгибовки)
между Сергачем и Пильней. Весь путь от
Уразовки до Ожгибовки был усеян трупами.
Как упоминалось ранее, уцелевшим была
устроена засада в Ожгибовке. Деревня была
окружена со всех сторон и подожжена –
повстанцы вместе с жителями были сожжены.
Этот эпизод подтверждает версию
о Рыбушкине как общетатарском поселении,
играющем важную экономическую роль
торгового центра.
А.М. Орлов, "Нижегородские
татары"
|