Группа татарских селений
расположена в бассейне Уронги (Ранги).
Жители других татарских селений объединяют
их общим названием “Ранга буе авыллары”,
относя к ним Метравыл (Андреевку), Паршу (Тукай),
Ишеево, Базлово, Татарское Маклаково. Они
примыкают к древнетюркским местам,
расположенным в междуречье Пьяны, Суры и
Волги – Бортсурманы, Ожгибовка, Большое и
Малое Андосово, Лысково, Васильсурск,
известным по памятникам булгарской и
золотоордынской эпох (остатки булгарских
городищ, мары-курганы, древние кладбища,
клады татарских монет и др.)
Базлово – одно из крупнейших
селений этого региона. Татарское название
– Бозлау.
Попытки объяснить значения слова
татарской семантикой пока не увенчались
успехом, хотя такое слово в татарском языке
широко употребимо. Татарское слово “Бозлау”
означает рев, громкий плач, завывание.
Кстати, это название в других регионах не
встречается. Нет приемлемого значения и в
древнетюркских языках. На джагатайском
языке “бозла” означает плакать, стонать, т.е.
употребляется в том же значении, что и в
современном татарском языке. Правда, в
близкородственном караимском, а также в
таранчинском языках есть слово “базлак” в
смысле “подружиться”. Не подходит для
объяснения татарское корневое слово “боз”
(“лед”), “баз” – употребляемое в смыслах
“яма”, “решительность, смелость” (“базымлы
– базымсыз”), “чужой, неприятель”, “согласие”
.
Слова с корнем “баз” имеются и в
русском языке – В.И.Даль перечисляет целый
ряд слов, употребляемых в смысле “кричать”,
“шумно и громко распоряжаться”. По
существу, это совпадает со значением
татарского слова “бозлау”. Л.А.Клименкова
не решается применить его для объяснения
названия Базлова .
Заслуживает внимания попытка
объяснить значение слова “бозлау”
чувашской этимологией в значении
междуречья. Тем более, что чувашская и
татарская этимология различаются по своим
принципам – чувашская топонимика больше
объясняется географическими условиями, а татарско-мишарская – антропонимикой –
именами основателей.
Попытка объяснить название
селения чувашским происхождением вполне
оправдана исторически. В памяти жителей
сохранилось предание о том, что татары
поселились на месте чувашского селения.
Есть сведения о том, что одно из старинных
кладбищ принадлежит чувашам .
К чувашским памятникам относится
сохранившееся мольбище – “кереметь”. В
записках известного краеведа Ф.Юнисова
есть сведения о том, что одна из групп
чувашей переселилась в Кочко-Пожарки из
Базлова, что у них было своя кереметь и
языческие обряды, жертвоприношения (“в
жертву приносилась белая лошадь”), были
обособленные улицы “чуаш дуры”, чувашские
роды. Отатаривание чувашей – одно из
характерных явлений для этнической истории
татарского населения нашего региона. Мы это
наблюдаем на примере Татарского Маклакова,
Кочко-Пожарок, Петряксов, Сафажая и др.
татарских селений. Отатарившиеся чуваши
были и в Базлове – еще в 1787 г. в Базлове жили
татары с чувашской фамилией Чапаевы – у
татар были свои Чапаи.
А.М. Орлов, "Нижегородские
татары"