На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
28-03-07 Президент РНКАА З.Ш.Идрисов: «Россия — второй дом для азербайджанцев!»

29 марта 2007 года, очевидно, войдёт в историю Нижегородского края, как день Первого съезда азербайджанцев области. В канун этого события, подводящего черту под проделанным и открывающим новые перспективы, предлагаем вашему вниманию интервью с президентом Региональной национально-культурной автономии азербайджанцев Нижегородской области Зауром Шикаровичем Идрисовым.

— Прежде всего, позвольте поздравить Вас и Ваших единоплеменников с радостным событием! Здравомыслящие граждане России не могут не приветствовать  структурирование нового  явления – многотысячной общины нижегородских  азербайджанцев как части российского общества. Но сначала расскажите, пожалуйста, немного о себе и о том, как и почему Вы поселились в Нижнем Новгороде.

— Благодарю за поздравления! Мы, действительно, переступаем важный рубеж. Но это не только радость о сделанном, но и тревога, забота о будущем. А впереди много работы.

    Моя малая Родина – окрестности города Агдаш в Азербайджане. Там я родился, вырос, окончил в 1981 году Среднюю школу имени Самеда Вургуна, нашего великого поэта. Затем я служил в советской армии в немецком городе Галле, стал старшиной. Пригласили учиться далее в Москве в Высшую школу милиции – но судьба распорядилась иначе и я вернулся домой, работал в колхозе имени 22 съезда КПСС.

    В Нижнем Новгороде жил мой двоюродный брат Сафар Омаров, он-то и ввёл меня в новую для меня среду. Я сначала гостил у него в 1986 году, а потом и перебрался сюда. В 1993 году окончил Политехнический институт как инженер-механик. Много работал, особенно в торговле, через сеть киосков, которые можно было открыть, когда началось кооперативное движение. Когда дела наладились, учредил с товарищами благотворительный фонд «Возрождение» - через него мы оказывали помощь детским садам и детскому дому в Канавинском районе Нижнего Новгорода, помогли в возрождении Александровского собора.

— Но, кажется, Вы не остановились на достигнутом и вновь поступили учиться. Зачем понадобилось второе высшее образование?

—  Да, я окончил дополнительно юридический факультет нашего нижегородского университета имени Н.И.Лобачевского, а в 1997 году защитил кандидатскую диссертацию «Научные технологии в государственном управлении» в Петербургском институте МВД РФ. Зачем это? В первую очередь, для развития и правовой защиты своего бизнеса.

    Кроме того, теперь у меня есть знания и опыт, которыми я могу помочь людям. Немаловажен также и статус члена Академии юридических наук.

— Очевидно, именно это и послужило причиной того, что именно Вас азербайджанцы Нижегородского края захотели избрать президентом Региональной национально-культурной автономии?

— Два года мои единоплеменники обращались ко мне с предложением создать и возглавить такую структуру. Но, признаться, я так долго отказывал по простой причине – у меня свой бизнес и нелегко при этом взять на себя ещё такую ответственность, как руководство новосоздаваемой национально-культурной автономии. Однако, как видите, я сдался.

    Оптимизм в меня вселило то, что многие азербайджанцы не просто хотят, чтобы такая организация появилась, но работа уже идёт, есть заинтересованные и грамотные люди, уважаемые в городе и в области. Президиум нашего РНКАНО состоит из пятнадцати очень разных по профессии, но замечательных людей. Для них Нижегородский край давно стал второй Родиной и они преуспели в своей работе. На них можно опереться! А это самое главное.

— Как известно, первоначальную организационную поддержку вашей организации оказывают ДУМНО – Духовное управление мусульман Нижегородской области и РНКАТНО – Региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской области. Насколько плодотворен этот союз?

— Знаете, многие у нас уже шутят – «в Нижнем два Идрисовых!». Ведь глава ДУМНО Умар-хазрат Идрисов, уважаемый имам - и у меня фамилия Идрисов. Кажется, что это просто случайность… Но, быть может, так приоткрылась завеса времени и тайны истории наших народов. Азербайджанцы и татары Поволжья – братья в этническом и языковом отношениях, братья по исламской вере. В дореволюционной России азербайджанцев называли «татарами», а Лермонтов, будучи на Кавказе, писал, что хочет изучить наш язык, именно как «татарский язык».

    Это неслучайно – наши языки принадлежат к общей тюркской семье. И даже сейчас многие из нас понимают разговорную речь татар, равно как и образованные татары понимают нас. С раннего Средневековья наши люди ходили по Волге и Каспию как корабельщики, купцы и  толмачи (переводчики). К тюркской общности добавляется ещё более сильная связь – братство в интернациональной религии Ислам.

    И ещё одно совпадение подарила нам история Нижнего Новгорода: знаменитая Сенная площадь, вокруг которой издавна жили татары, в советское время стала называться именем азербайджанца Нариманова. В Советском Союзе братство народов было официальной доктриной, которую поддерживало государство.

    Хочу подчеркнуть: азербайджанцы традиционно воспитывают своих детей в уважении ко всем народам. И особенно к тем, рядом с которыми мы живём. Добрососедство с русскими и татарами – норма вообще и в первую очередь для нижегородцев.

— Вернусь, чтобы уточнить к Вашему диалогу с татарами. Всё же он для Вас на первом месте, не правда ли?

— Да, принципиально мы равно открыты ко всем. Но реально в нашей жизни выдающуюся роль сыграли татары из ДУМНО. Особо выделю неутомимого молодого имама, заместителя председателя ДУМНО Дамира Мухетдинова. Это не только высокообразованный мусульманский лидер, но и кандидат политических наук, член Общественной палаты нашей области.

    Я полностью солидарен с ним в стратегическом видении нашего совместного развития. Народы-братья по языку и вере могут не только помочь друг другу, но и всему Нижегородскому краю. Традиционные национальные и религиозные ценности – это база для возрождения всей России. Так пусть каждый этнос и каждая религия внесут свой вклад в эту огромную общую работу!

— Однако, не все у нас с этим согласны…

— Увы, это так. В последние годы набирает силу антигосударственный по сути вектор однобокого лоббирования интересов одного народа и одной конфессии. Нас это крайне огорчает. Никакой логикой не объяснить внедрения уроков ОПК (Основ православной культуры) в качестве обязательного предмета в наших государственных средних школах. Такие деяния за рамками Конституции РФ. Неправильными являются и вынужденные с другой стороны меры, когда в регионах компактного проживания мусульман начинают – также вопреки светскому характеру общества – вводить уроки исламской культуры. Таким образом разваливается не просто «набор букв» Закона, но размывается культурная образовательная цельность государственной школы!

    О религии говорить в школах надо, но только в рамках предмета «Основы мировых религий», разработанного Министерством образования РФ. А конкретную веру и её традиции дети пусть получают в воскресных религиозных школах, медресе, в семьях и при храмах или мечетях. Азербайджанцы Нижегородчины уже сталкиваются с явлениями, глубоко нас возмущающими: к детям приходят в школы священники Московской патриархии, учат их креститься и произносить молитвы. Зачем в детские умы сеют представления о единственности одной из форм веры? Кстати, в том же православном наследии есть старообрядчество, которое было гонимо на Руси с 17 века. В нижегородских лесах жили староверы-беженцы из разных областей страны. То время историки называют Расколом. И это был не просто внутриправославный спор – но Раскол всего общества! Неужели нам в России нужны ещё подобные распри на религиозной почве?

    Для азербайджанцев – полноценных граждан России – важно воспитать детей в соответствии со своей традицией и присущей нам исламской вере.

— А какова численность ваших соплеменников в Нижегородской области, если возможно говорить в наших условиях, когда далеко не все имеют регистрацию?

— Сегодня официальную регистрацию получили 40 тысяч азербайджанцев. Это наша основа. А вот ещё не получивших, незарегистрированных, по моим сведениям – от 120 до 150 тысяч. Важнейшая для нас задача – помочь им в регистрации. А для тех, кто только ещё едет сюда – важно объяснить смысл законности. Кто-то ещё не понимает, что российская государственность, требуя регистрации, не «выдумывает велосипед» и не сочиняет что-то сверхъестественное. Любое цивилизованное государство в 21 веке требует именно этого.

    И в целом надо понимать, что соблюдение законов – на пользу всем. Если говорить об исламской традиции, то вообще мусульман можно назвать «людьми договора», «людьми данного слова». А если некто противится этому – значит, он не только против Российского государства, но и против Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), который сам создал государство, установил свод законов – Шариат, и дал образец взаимоотношений с людьми разных наций и разных вер в виде Мединского договора.

    Вы спросите: а почему же в обществе сложился образ азербайджанцев как гастарбайтеров, избегающих законности? Думаю, это тяжёлые последствия послеперестроечной эпохи, когда вообще ослабла государственность, ослабли традиции религии.

— Да, считается, что волна азербайджанцев, переселяющихся в Россию, вызвана разрухой в самом Азербайджане и невозможностью нормально зарабатывать. Как долго такая ситуация продолжится? И наступит ли такой момент, когда переезды азербайджанцев в Россию прекратятся?

— Действительно, многие покинули Родину не от хорошей жизни. И всё же основная причина не в том. Ведь не поехала же масса азербайджанцев после развала СССР ни в Европу, ни в Турцию! Дело в том, что Россия для нас - это второй дом! Таковы наши исторические корни, и мы с Вами о них уже говорили – я же уверен, что они сохранят свою силу и в будущем!

    Почему я так думаю? Дело в том, что по обе стороны современных границ, разделивших Российскую Федерацию и Азербайджан – множество родственных связей, общих семей. Мы столетиями жили, обмениваясь друг с другом. Политические процессы объединений и разъединений приходят и уходят – а народы остаются. Накопленное веками никуда не денется.

— В чём же сейчас Вы видите свою задачу?

— Подробное обсуждение наших проблем ведётся в нашем азербайджанском сообществе буквально ежедневно. Первый съезд 29 марта подведёт итоги первого этапа. Главное ныне, что мы создала организационную базу: городскую и областную организацию.

    Мы будем развивать образование: от детского сада с этнокомпонентом до Центра азербайджанского языка и литературы при Университете, создадим фонд стипендий и премирования выдающихся студентов и педагогов. Мы будем проводить Навруз, Дни нашей культуры и другие культурно-просветительские мероприятия.

    Помимо образования и культуры крайне важна правовая помощь и повышение юридической грамотности наших людей. Естественно, всё это невозможно реализовать в социальном вакууме – поэтому мы особо тщательно будем выстраивать наши взаимоотношения с государственными и общественными структурами области и Федерации, с религиозными и национальными объединениями.

    Если мы воспринимаем Россию как подлинно наш второй дом, если стремимся быть честными и полноценными гражданами – нас ждёт успех!

— Я совсем не спросил Вас о семье, увлекшись глобальными социальными проблемами…Расскажите, пожалуйста, о личном.

— Мою жену зовут Хаяля, а сына, которому скоро исполнится четыре года – Шубай. В переводе смысл его имени переводится как «победитель», и для азербайджанцев оно напоминает Александра Македонского – Искандера – Победителя.

    Я очень высоко ценю миссию Александра Македонского: созданная им огромная империя объединила множество народов, он принципиально не унифицировал покорённые им народы, но давал всем жить и дышать свободно, в соответствии со своими традициями. Таким образом, эллинизм стал культурным достоянием многих и навека!

    Позднее только Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) смог создать подобное. Ислам практически пошёл тем же путём, как Искандер и поэтому имя Искандера так почитается мусульманами. Главное – единство в соблюдении общих справедливых законов и многообразие культур, языков и традиций. Разве это не замечательный пример и для такого сложнейшего государственного образования, как Российская Федерация?

    Но вернусь к сыну – в честь Шубая-Александра я назвал ресторан «Александр», открытый мною в Нижнем Новгороде. И приглашаю всех к нам в гости!

— А что бы Вы пожелали своим единоплеменникам, азербайджанцам Нижегородчины, в связи с Первым съездом?

— Наши нижегородские азербайджанцы – люди самые разные, среди них и учёные, и педагоги, врачи и музыканты, бизнесмены и молодёжь. Но всем вместе и каждому в отдельности я хочу просто передать сказанное когда-то моим отцом, это древняя народная пословица: «Уахшы огул ножиратанын малыны пис огул нежир атанын малыны». По-русски это переводится так: «Не давай денег сыновьям: глупый их разбазарит, а умный сам заработает!»

    И мы – азербайджанцы России, Нижегородской области - призваны сами решить свои проблемы, надеясь прежде всего на свой труд. И помнить при этом наш первый дом – Азербайджан, и благоустраивать наш второй дом – Россию!   

Беседовал Джаннат Сергей Маркус

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!