29
марта 2007 года, очевидно, войдёт в историю Нижегородского края, как день
Первого съезда азербайджанцев области. В канун этого
события, подводящего черту под проделанным и открывающим новые перспективы,
предлагаем вашему вниманию интервью с президентом Региональной
национально-культурной автономии азербайджанцев Нижегородской области Зауром
Шикаровичем Идрисовым.
— Прежде всего, позвольте поздравить Вас и Ваших единоплеменников с радостным
событием! Здравомыслящие граждане России не могут не приветствовать
структурирование нового явления – многотысячной общины нижегородских
азербайджанцев как части российского общества. Но сначала расскажите,
пожалуйста, немного о себе и о том, как и почему Вы поселились в Нижнем
Новгороде.
— Благодарю за поздравления! Мы, действительно, переступаем
важный рубеж. Но это не только радость о сделанном, но и тревога, забота о
будущем. А впереди много работы.
Моя малая Родина – окрестности города
Агдаш в Азербайджане. Там я родился, вырос, окончил в 1981 году Среднюю школу
имени Самеда Вургуна, нашего великого поэта. Затем я служил в советской армии в
немецком городе Галле, стал старшиной. Пригласили учиться далее в Москве в
Высшую школу милиции – но судьба распорядилась иначе и я вернулся домой, работал
в колхозе имени 22 съезда КПСС.
В Нижнем Новгороде жил мой двоюродный
брат Сафар Омаров, он-то и ввёл меня в новую для меня среду. Я сначала гостил у
него в 1986 году, а потом и перебрался сюда. В 1993 году окончил Политехнический
институт как инженер-механик. Много работал, особенно в торговле, через сеть
киосков, которые можно было открыть, когда началось кооперативное движение.
Когда дела наладились, учредил с товарищами благотворительный фонд «Возрождение»
- через него мы оказывали помощь детским садам и детскому дому в Канавинском
районе Нижнего Новгорода, помогли в возрождении Александровского собора.
— Но, кажется, Вы не остановились на достигнутом и вновь
поступили учиться. Зачем понадобилось второе высшее образование?
— Да, я окончил дополнительно юридический факультет нашего
нижегородского университета имени Н.И.Лобачевского, а в 1997 году защитил
кандидатскую диссертацию «Научные технологии в государственном управлении» в
Петербургском институте МВД РФ. Зачем это? В первую очередь, для развития и
правовой защиты своего бизнеса.
Кроме того, теперь у меня есть знания и
опыт, которыми я могу помочь людям. Немаловажен также и статус члена Академии
юридических наук.
— Очевидно, именно это и послужило причиной того, что
именно Вас азербайджанцы Нижегородского края захотели избрать президентом
Региональной национально-культурной автономии?
— Два года мои единоплеменники обращались ко мне с
предложением создать и возглавить такую структуру. Но, признаться, я так долго
отказывал по простой причине – у меня свой бизнес и нелегко при этом взять на
себя ещё такую ответственность, как руководство новосоздаваемой
национально-культурной автономии. Однако, как видите, я сдался.
Оптимизм в меня вселило то, что многие
азербайджанцы не просто хотят, чтобы такая организация появилась, но работа уже
идёт, есть заинтересованные и грамотные люди, уважаемые в городе и в области.
Президиум нашего РНКАНО состоит из пятнадцати очень разных по профессии, но
замечательных людей. Для них Нижегородский край давно стал второй Родиной и они
преуспели в своей работе. На них можно опереться! А это самое главное.
— Как известно, первоначальную организационную поддержку
вашей организации оказывают ДУМНО – Духовное управление мусульман Нижегородской
области и РНКАТНО – Региональная национально-культурная автономия татар
Нижегородской области. Насколько плодотворен этот союз?
— Знаете, многие у нас уже шутят – «в Нижнем два Идрисовых!».
Ведь глава ДУМНО Умар-хазрат Идрисов, уважаемый имам - и у меня фамилия Идрисов.
Кажется, что это просто случайность… Но, быть может, так приоткрылась завеса
времени и тайны истории наших народов. Азербайджанцы и татары Поволжья – братья
в этническом и языковом отношениях, братья по исламской вере. В дореволюционной
России азербайджанцев называли «татарами», а Лермонтов, будучи на Кавказе, писал,
что хочет изучить наш язык, именно как «татарский язык».
Это неслучайно – наши языки принадлежат
к общей тюркской семье. И даже сейчас многие из нас понимают разговорную речь
татар, равно как и образованные татары понимают нас. С раннего Средневековья
наши люди ходили по Волге и Каспию как корабельщики, купцы и толмачи (переводчики).
К тюркской общности добавляется ещё более сильная связь – братство в
интернациональной религии Ислам.
И ещё одно совпадение подарила нам
история Нижнего Новгорода: знаменитая Сенная площадь, вокруг которой издавна
жили татары, в советское время стала называться именем азербайджанца Нариманова.
В Советском Союзе братство народов было официальной доктриной, которую
поддерживало государство.
Хочу подчеркнуть: азербайджанцы
традиционно воспитывают своих детей в уважении ко всем народам. И особенно к тем,
рядом с которыми мы живём. Добрососедство с русскими и татарами – норма вообще и
в первую очередь для нижегородцев.
— Вернусь, чтобы уточнить к Вашему диалогу с татарами.
Всё же он для Вас на первом месте, не правда ли?
— Да, принципиально мы равно открыты ко всем. Но реально в
нашей жизни выдающуюся роль сыграли татары из ДУМНО. Особо выделю неутомимого
молодого имама, заместителя председателя ДУМНО Дамира Мухетдинова. Это не только
высокообразованный мусульманский лидер, но и кандидат политических наук, член
Общественной палаты нашей области.
Я полностью солидарен с ним в
стратегическом видении нашего совместного развития. Народы-братья по языку и
вере могут не только помочь друг другу, но и всему Нижегородскому краю.
Традиционные национальные и религиозные ценности – это база для возрождения всей
России. Так пусть каждый этнос и каждая религия внесут свой вклад в эту огромную
общую работу!
— Однако, не все у нас с этим согласны…
— Увы, это так. В последние годы набирает силу
антигосударственный по сути вектор однобокого лоббирования интересов одного
народа и одной конфессии. Нас это крайне огорчает. Никакой логикой не объяснить
внедрения уроков ОПК (Основ православной культуры) в качестве обязательного
предмета в наших государственных средних школах. Такие деяния за рамками
Конституции РФ. Неправильными являются и вынужденные с другой стороны меры,
когда в регионах компактного проживания мусульман начинают – также вопреки
светскому характеру общества – вводить уроки исламской культуры. Таким образом
разваливается не просто «набор букв» Закона, но размывается культурная
образовательная цельность государственной школы!
О религии говорить в школах надо, но
только в рамках предмета «Основы мировых религий», разработанного Министерством
образования РФ. А конкретную веру и её традиции дети пусть получают в воскресных
религиозных школах, медресе, в семьях и при храмах или мечетях. Азербайджанцы
Нижегородчины уже сталкиваются с явлениями, глубоко нас возмущающими: к детям
приходят в школы священники Московской патриархии, учат их креститься и
произносить молитвы. Зачем в детские умы сеют представления о единственности
одной из форм веры? Кстати, в том же православном наследии есть старообрядчество,
которое было гонимо на Руси с 17 века. В нижегородских лесах жили
староверы-беженцы из разных областей страны. То время историки называют Расколом.
И это был не просто внутриправославный спор – но Раскол всего общества! Неужели
нам в России нужны ещё подобные распри на религиозной почве?
Для азербайджанцев – полноценных граждан
России – важно воспитать детей в соответствии со своей традицией и присущей нам
исламской вере.
— А какова численность ваших соплеменников в
Нижегородской области, если возможно говорить в наших условиях, когда далеко не
все имеют регистрацию?
— Сегодня официальную регистрацию получили 40 тысяч
азербайджанцев. Это наша основа. А вот ещё не получивших, незарегистрированных,
по моим сведениям – от 120 до 150 тысяч. Важнейшая для нас задача – помочь им в
регистрации. А для тех, кто только ещё едет сюда – важно объяснить смысл
законности. Кто-то ещё не понимает, что российская государственность, требуя
регистрации, не «выдумывает велосипед» и не сочиняет что-то сверхъестественное.
Любое цивилизованное государство в 21 веке требует именно этого.
И в целом надо понимать, что соблюдение
законов – на пользу всем. Если говорить об исламской традиции, то вообще
мусульман можно назвать «людьми договора», «людьми данного слова». А если некто
противится этому – значит, он не только против Российского государства, но и
против Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), который сам
создал государство, установил свод законов – Шариат, и дал образец
взаимоотношений с людьми разных наций и разных вер в виде Мединского договора.
Вы спросите: а почему же в обществе
сложился образ азербайджанцев как гастарбайтеров, избегающих законности? Думаю,
это тяжёлые последствия послеперестроечной эпохи, когда вообще ослабла
государственность, ослабли традиции религии.
— Да, считается, что волна азербайджанцев,
переселяющихся в Россию, вызвана разрухой в самом Азербайджане и невозможностью
нормально зарабатывать. Как долго такая ситуация продолжится? И наступит ли
такой момент, когда переезды азербайджанцев в Россию прекратятся?
— Действительно, многие покинули Родину не от хорошей жизни.
И всё же основная причина не в том. Ведь не поехала же масса азербайджанцев
после развала СССР ни в Европу, ни в Турцию! Дело в том, что Россия для нас -
это второй дом! Таковы наши исторические корни, и мы с Вами о них уже говорили –
я же уверен, что они сохранят свою силу и в будущем!
Почему я так думаю? Дело в том, что по
обе стороны современных границ, разделивших Российскую Федерацию и Азербайджан –
множество родственных связей, общих семей. Мы столетиями жили, обмениваясь друг
с другом. Политические процессы объединений и разъединений приходят и уходят – а
народы остаются. Накопленное веками никуда не денется.
— В чём же сейчас Вы видите свою задачу?
— Подробное обсуждение наших проблем ведётся в нашем
азербайджанском сообществе буквально ежедневно. Первый съезд 29 марта подведёт
итоги первого этапа. Главное ныне, что мы создала организационную базу:
городскую и областную организацию.
Мы будем развивать образование: от
детского сада с этнокомпонентом до Центра азербайджанского языка и литературы
при Университете, создадим фонд стипендий и премирования выдающихся студентов и
педагогов. Мы будем проводить Навруз, Дни нашей культуры и другие
культурно-просветительские мероприятия.
Помимо образования и культуры крайне
важна правовая помощь и повышение юридической грамотности наших людей.
Естественно, всё это невозможно реализовать в социальном вакууме – поэтому мы
особо тщательно будем выстраивать наши взаимоотношения с государственными и
общественными структурами области и Федерации, с религиозными и национальными
объединениями.
Если мы воспринимаем Россию как подлинно
наш второй дом, если стремимся быть честными и полноценными гражданами – нас
ждёт успех!
— Я совсем не спросил Вас о семье, увлекшись глобальными
социальными проблемами…Расскажите, пожалуйста, о личном.
— Мою жену зовут Хаяля, а сына, которому скоро исполнится
четыре года – Шубай. В переводе смысл его имени переводится как «победитель», и
для азербайджанцев оно напоминает Александра Македонского – Искандера –
Победителя.
Я очень высоко ценю миссию Александра
Македонского: созданная им огромная империя объединила множество народов, он
принципиально не унифицировал покорённые им народы, но давал всем жить и дышать
свободно, в соответствии со своими традициями. Таким образом, эллинизм стал
культурным достоянием многих и навека!
Позднее только Пророк Мухаммад (да
благословит его Аллах и приветствует!) смог создать подобное. Ислам практически
пошёл тем же путём, как Искандер и поэтому имя Искандера так почитается
мусульманами. Главное – единство в соблюдении общих справедливых законов и
многообразие культур, языков и традиций. Разве это не замечательный пример и для
такого сложнейшего государственного образования, как Российская Федерация?
Но вернусь к сыну – в честь
Шубая-Александра я назвал ресторан «Александр», открытый мною в Нижнем Новгороде.
И приглашаю всех к нам в гости!
— А что бы Вы пожелали своим единоплеменникам,
азербайджанцам Нижегородчины, в связи с Первым съездом?
— Наши нижегородские азербайджанцы – люди самые разные,
среди них и учёные, и педагоги, врачи и музыканты, бизнесмены и молодёжь. Но
всем вместе и каждому в отдельности я хочу просто передать сказанное когда-то
моим отцом, это древняя народная пословица: «Уахшы огул ножиратанын малыны пис
огул нежир атанын малыны». По-русски это переводится так: «Не давай денег
сыновьям: глупый их разбазарит, а умный сам заработает!»
И мы – азербайджанцы России,
Нижегородской области - призваны сами решить свои проблемы, надеясь прежде всего
на свой труд. И помнить при этом наш первый дом – Азербайджан, и благоустраивать
наш второй дом – Россию!
Беседовал Джаннат Сергей
Маркус