После плодотворной работы в Санкт-Петербурге делегация татар Нижегородской области посетила Финляндскую
Республику. В первый день своего пребывания делегация ознакомилась с
исторической частью Хельсинки, собрала много полезной информации о жизни
мусульман финляндской столицы. В воскресенье в здании Исламского культурного
центра Хельсинки состоялась рабочая встреча нижегородских татар с главой
татарской общины Финляндии г-ном Оканом Дахером и имамом Хельсинки
Рамилем-хазратом Беляевым.
Во время разговора г-на О.Дахера с Д.В. Мухетдиновым главу
татарской общины Финляндии особо интересовали события внутренней политики
России. Так, на удивление, г-н Дахер был хорошо осведомлен о проблеме
притеснения азербайджанцев на рынках, о ситуации по «сворачиванию
демократических ценностей» в нашей стране. Со своей стороны, Дамир Ваисович
попытался объяснить высокому собеседнику, что политика Президента РФ В.Путина
направлена на созидание, что она выгодна большей части российского народа, в том
числе мусульманам — особенно в той ее области, которая направлена на налаживание
крепких связей России со странами исламского мира, а также на признание
внутреннего высокого положения Ислама. Однако, пояснил Д.В. Мухетдинов, на
региональном уровне власти разного ранга проводят собственную политику, которая
в зависимости от различных обстоятельств может быть расценена как позитивная или
негативная.
Г-н О.Дахер поинтересовался также состоянием дел в части
сохранения татарского языкового и культурного наследия в крупных городах России
(помимо Татарстана, поскольку об этой республике глава финляндских татар имеет
хорошее представление и самые лучшие впечатления). Он был крайне удивлен и даже
разочарован, узнав о мизерном числе татарских школ и детских садов в Москве, об
отсутствии таковых в Нижнем Новгороде, а также о безучастности властей к
проблемам национальных общин. Такое положение дел резко контрастирует с
ситуацией в Финляндии: напротив, в этой стране власти предпринимают усилия для
того, чтобы хоть как-то профинансировать национально-культурную жизнь татарской
общины, в то время как члены общины стойко отказываются от этой помощи. Они
объясняют свой отказ так: во-первых, это нежелание выступить в роли просящего,
что особенно актуально в силу богатства данной общины; во-вторых, отказ принять
помощь подчеркивает самостоятельность общины. Для них важно показать и лишний
раз напомнить всем (хотя об этом и так все знают): татары — устроители этого
государства, наряду с финнами, шведами и русскими.
Наглядным показателем сказанного является следующий факт:
община отказалась принять в дар от государства сумму в 1 миллион долларов США
для обустройства мусульманского татарского кладбища, произведя эти работы за
счет собственных накоплений.
Общине принадлежит целый ряд объектов недвижимости как в
самом Хельсинки, так и в других городах Финляндии, за счет которых содержится
национально-культурная жизнь татар. В последние годы ряды общины увеличиваются:
финляндские татары, стремящиеся сохранить национальную идентичность, а также
передать все свое заработанное десятилетиями богатство потомкам-татарам, женятся
на своих соплеменницах из России. Эти люди с оптимизмом смотрят в будущее, не
забывая своего прошлого.
***
Татары обосновались в Финляндии до революции 1917 г.,
начиная с 1860 г., когда эта страна составляла часть Российской Империи.
Подавляющее большинство членов общины составили выходцы из 5 сел юга
Нижегородской области: Актуково, Ключищи, Рыбушкино, Овечий Овраг и Чембилей. В
течение почти 150 лет, прошедших со времени поселения здесь татар, эта
немногочисленная община сумела не просто сохранить свои религиозные и
национальные традиции, но и занять значимую социальную нишу в обществе этой
страны. Следует особо отметить, что вплоть до 1991 г. в Финляндии практически не
было других мусульман, и именно татарам-нижегородцам принадлежит пальма
первенства в знакомстве этой скандинавской страны с Исламом. Нашими земляками
были основаны здесь мечети и учебные центры, они в меру своих возможностей
способствовали проникновению знаний об Исламе в Финляндию: так, силами именно
татар был впервые осуществлен перевод Священного Корана на финнский язык.
Одно из самых удивительных качеств татар Финляндии — их
бесконечная преданность родному языку и культуре. Никогда, ни при каких
обстоятельствах они не переходили с татарского языка на финнский, и сегодня в
общении с российскими соплеменниками с легкостью демонстрируют чистую,
неиспорченную татарскую речь. Это стало результатом особой политики по
сохранению нации: закрытости общины от посторонних, крайне высокого уровня
общинности (несмотря на проживание не компактно, а разбросанно по разным
местам), с одновременной интегрированностью в финнское общество. Однако,
несмотря на относительную замкнутость общины, татары были и остаются верными
гражданами своей новообретенной родины, проявляя патриотизм и в разговоре, и на
деле.
Общая численность татар в Финляндии — не более 1 тысячи
человек, из них порядка 700 человек проживает в столице, около 200 — в Тампере,
остальные — в других городах и поселках. После 1991 г. члены общины столкнулись
с двумя совершенно новыми для них явлениями: во-первых, после падения
коммунистического строя в России появились уникальные возможности по налаживанию
контактов с соплеменниками на исторической родине. Действительно, финляндские
татары побывали в Нижегородской области — в селах своих предков, в Москве,
Татарстане и Санкт-Петербурге. Однако реальную пользу из наличия сильной и
признаваемой государством татарской общины Финляндии смогли извлечь только
власти Татарстана, поскольку нижегородские руководители никогда не обращали
внимания на этот примечательный факт. Пользуясь широкими связями татар с разными
слоями финляндского общества, в том числе с политической и бизнес-элитами
страны, Казань смогла наладить целый ряд бизнес-проектов с Финляндией, начиная
от проектов в лесоперерабатывающей промышленности, и заканчивая таким глобальным
мероприятием, как реставрация казанского Кремля, которая была выполнена финнской
компанией, во главе которой стоят финляндские татары.
Татарская община — одна из 6 национальных общин, официально
признаваемая государством в Финляндии (помимо татар, в этот список входят также
шведы, шведский язык является вторым государственным языком страны; саамы;
русские старожилы, поселившиеся здесь до 1917 г.; цыгане и евреи, также
проживающие здесь со времен Российской Империи). Руководители татарской общины
напрямую общаются с главой государства и правительства, вхожи в кабинеты любых
министров, начиная от главы МИД (который через посредство татарской общины имеет
официальные отношения с руководством Татарстана). Несмотря на малочисленность
общины, президенты Финляндии являются ее постоянными гостями. Именно поэтому
членам общины, что называется, «было что терять» в начале 1990-х гг., когда
татары столкнулись с другим глобальным вызовом: массовой миграцией в Финляндию
мусульман из Боснии и Косова, Турции и Сомали.
Поначалу татары попытались было помочь им обустроиться в
финляндском обществе, но лишь немногие из мигрантов новой волны готовы были
принять европейские императивы. Поняв, что оказать реальную помощь этому
массовому потоку (на сегодня мигрантов из мусульманских стран в Финляндии
насчитывается более 40 тысяч человек) просто-напросто нереально, община
продолжила свою замкнутую от посторонних жизнь, лишь время от времени
символически пересекаясь с мусульманами-представителями других наций.
***
Об истории
татарской общины Финляндии читайте также статью
«Поздравляем
с 80-летием финскую общину мусульман!»