На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
20-04-07 Выходцы из Нижегородчины в Финляндии: сохранение традиций и языка, включенность в европейское общество

Окан Дахер, председатель Татарской мусульманской общины ФинляндииПредлагаем Вашему вниманию интервью с председателем Татарской мусульманской общины Финляндии Оканом Дахером. Г-н Дахер не только возглавляет финскую общину, но и преподает татарский язык и культуру в Хельсинкском университете, является членом Совета правительства Финляндии по связям с этническими общинами, членом Исполкома Всемирного Конгресса татар. В день независимости Финляндии 6 декабря 2006 г. он был награжден одной из высших наград Финляндской Республики — Орденом Белой Розы.

— Окан-эфенди, не могли бы Вы рассказать для наших читателей историю татар Финляндии?

— Начало татарской общины Финляндии восходит к эпохе царской России, когда из Сергачского уезда Нижегородской губернии — а именно из сел Актуково, Уразовка, Овечий Овраг, Ключищи, Чембилей, Рыбушкино, Кадомка и Трехозерки — татары стали прибывать в эту страну. В летний сезон они занимались крестьянским трудом, а в зимний период торговали по всей европейской части России, начиная от Москвы и Санкт-Петербурга вплоть до Финляндии, которая тогда была автономным Великим княжеством в составе России. Где-то около 1875 г. наши предки поселились недалеко от Санкт-Петербурга на территории, которая тогда входила в состав Финляндии — в городах Терьёки (ныне — Зеленодольск в Выборгском районе Ленинградской области РФ) и Выборг. Сначала они торговали на базарах только здесь, постепенно расширяя свою торговлю до других районов Финляндии, затем стали основывать собственные фирмы. Основными товарами торговли были меха и меховые изделия, текстиль, костюмы, затем — ковры. Так, постепенно, татары обосновывались на этой земле: сначала приезжали сюда по одному человеку, затем привозили свои семьи, а потом к ним присоединялись их более далекие родственники. Этот процесс растянулся на несколько десятилетий, начиная с 1870-х гг. вплоть до 1925 г. После 1925 г. граница между Россией и Финляндией оказалась прочно закрыта, и в этот период из числа татар сюда смогли выехать только единицы.

Разумеется, татары не только занимались торговлей. Значительную часть времени они отводили вопросам сохранения своей религии, культуры, родного языка. Каждый старался воспитывать детей и внуков таким образом, чтобы эти элементы татарской жизни не были утрачены. Именно для этих целей уже в 1915 г. было создано Благотворительное общество мусульман Хельсинки, которое помогало нуждающимся, налаживало связи с татарскими общинами в других уголках Российской империи.

В 1917 г. была провозглашена независимость Финляндии. Уже через пять лет, в 1922 г., парламентом нашей страны был принят закон о религиях, который провозгласил свободу вероисповедания. Действуя согласно нормам этого закона, татары в 1925 г. основали Мусульманское религиозное общество, которое стало на тот момент первой исламской организацией в северных странах Европы.

Для меня очень важно подчеркнуть следующее: наши деды, чтобы сохранить свою религию и язык, образовали общину в рамках тех широких возможностей, которые им гарантировала Конституция Финляндской Республики. Законы нашей страны никогда не препятствовали жизнедеятельности татар-мусульман и других национальных меньшинств.

В 1935 г. было образовано FTB – Finlandia Türkleri Birligi, Союз тюрков Финляндии, который занимался вопросами культурной жизни татар; а в 1945 году был основан спортивный клуб «Йолдуз». В 1948-1969 гг. в Хельсинки работала начальная школа для представителей тюркских народов, в официальной учебной программе которой значились такие предметы, как исламская религия, татарский язык, история тюркских народов (школа закрылась по внутриобщинным причинам).

Таким образом, на этих этапах развития татарской общины Финляндии наши предки заложили крепкую основу как для материальной, так и духовной жизни наших соплеменников.

— Каковы основные принципы жизни татар Финляндии?

— У нас три основы: священная религия Ислам, родной язык наших родителей и дорогие нашему сердцу обычаи и традиции татарского народа. В нашей жизни тесно переплетены светские и религиозные стороны. Самым наглядным показателем этого является тот факт, что за 130 лет своей жизни в Финляндии татары сохранили в чистоте и религию, и татарский язык, и культуру. Как это оказалось возможным? Огромную роль в этом процессе играет домашнее воспитание, те нормы поведения, которые закладываются родителями в детском возрасте, а также четкая работа хорошо выстроенной общины.

У нас две идентичности: во-первых, мы ощущаем себя неотъемлемой частью татарско-мусульманской культуры, унаследовав любовь к Исламу и татарскому языку от своих предков; во-вторых, мы не отделяем себя от нашей родины — Финляндии. Эти две идентичности взаимосвязаны. В наших домах, в нашей общине мы живем согласно религиозным и национальным обычаям. Финляндская идентичность проявляется всегда, когда мы реализуем свои права и обязанности в качестве граждан нашей страны. Финляндское общество предоставляет всем своим гражданам все возможности для полноценного развития, и мы этим гордимся. Очень важное место мы уделяем образованию, восприняв это от наших предков.

Проживая в меньшинстве, будучи в окружении многократно превышающего нас финского народа, нужно быть в 2-3 раза активнее, чтобы сохранить свои традиции, свою культуру. Поэтому мы столь активно работаем в этом направлении. С другой стороны, никогда мы не испытывали ни малейшей дискриминации по национальному или религиозному признакам, так как в Финляндии закон позволяет жить в полном соответствии со своей религией.

— Расскажите, пожалуйста, о формах и методах работы Татарской мусульманской общины Финляндии.

— Высшим органом является ежегодное собрание членов нашей общины. Рабочим органом нашей общины является Мутавалли хаят (приходское собрание), который выбирается на 3 года и держит отчет на ежегодном собрании членов общины. В каждые 3 года общее собрание общины выбирает Раиса — председателя общины, 5 действительных членов и 3 заместителя действительных членов Мутавалли хаят, которые имеют право голоса в случае отсутствия действительного члена.

Имам общины приглашается на работу членами Мутаваллията. Мутавалли хаят работает в соответствии с планом, который он разрабатывает самостоятельно (при необходимости учитывая мнения других членов общины), и который должен пройти утверждение на ежегодном собрании членов общины. Основные направления работы Мутаваллията — это религиозное образование, печатно-издательская деятельность, вопросы духовной и культурной жизни, вопрос о содержании общинного кладбища, экономическая деятельность, социальная работа, информационная деятельность, вопросы внешних связей, а также отдельно — это направление образовалось только недавно — работа с ветеранами войны. Каждый месяц Мутавалли хаят собирается один раз, при необходимости — чаще.

Работа имама обозначена очень четко: это выполнение религиозных обрядов в соответствии с законами Ислама. Имам должен профессионально уметь совершить обряд имянаречения, совершить никах, совершать омовение покойного и джаназа-намаз, проводить намазы в мечетях — пятничные, праздничные, а также в татарской мечети Хельсинки – полуденные намазы. Кроме того, в месяц Рамазан имам обязан ежедневно проводить намазы таравих. Далее, имам посещает меджлисы в домах наших татар, читает там вагазы (проповеди), по просьбе членов общины полностью прочитывает Коран, дает религиозные уроки детям в возрасте 7-15 лет с осени до весны, а в летний период выезжает в детский летний лагерь. Наконец, имам готовит книги по религии на татарском языке, и проводит экскурсии с посетителями мечети из финнских школ, рассказывая на финнском языке об Исламе и нашей общине. Это – главные обязанности нашего имама. Кроме этого, наш имам является редактором газеты «Махалля хаберлере» («Новости общины»). При необходимости наш имам оказывает помощь мусульманам из других общин: читает никах, проводит джаназа и т.д. Он также навещает больных в госпитале.

Важно понять роль имама в нашей общине: руководителем общины является Раис (председатель), который возглавляет Мутавалли хаят. Имам – это нанимаемый общиной сотрудник, который выполняет свой объем работы и получает ежемесячную зарплату от общины. Иногда ему дают садака, но это – необязательно.

На ежегодном всеобщем собрании членов общины Мутавалли хаят делает три отчета: 1) о проделанной работе; 2) о потраченных средствах; 3) об аудиторской проверке деятельности Мутавалли хаят. Только после этого Мутавалли хаят снимает с себя ответственность за прошедший годовой период. Там же, на ежегодном собрании членов общины, утверждается новый план работы на предстоящий год и новый бюджет.

Таким образом, ежегодное собрание — самый высший орган самоуправления общины. Если оно не изменяет предлагаемые план работы и бюджет, то после их утверждения они вступают в силу.

— Как наполняется бюджет общины?

— Главная статья дохода — это аренда от фирм и магазинов, которые располагаются в здании общины. Кроме того, иногда члены общины вносят целевые взносы. Наконец, те садака, которые собираются во время праздничных намазов, также пополняют бюджет общины.

Основные статьи расхода — на содержание здания общины (услуги ЖКХ, ремонт и т.д.), зарплаты имаму, преподавателю татарского языка и бухгалтеру, а также смотрителю здания, который выполняет обязанности сторожа и дворника. Кроме того, расходную часть бюджета составляют издание газет и книг, оплата почтовых издержек, летний лагерь для детей членов общины, налоги, и др.

— Какие связи поддерживает татарская община Финляндии со своими соплеменниками в России?

— В последние 15 лет мы наладили хорошие и очень тесные отношения с российскими татарами, прежде всего — с Республикой Татарстан. Теплые отношения связывают нас с муфтием Равилем Гайнутдином, с Нижегородским регионом, с муфтием Татарстана Гусманом Исхаковым. Молодые члены общины женятся на татарках из России — около 15 невест приехали к нам в последние годы из Татарстана, Москвы, Оренбурга и Санкт-Петербурга.

С татарами России нас роднят и духовные связи (к нам приезжают артисты из Казани), которые подкрепляются и торгово-экономическими отношениями. Кроме того, из Москвы и Казани к нам приезжают имамы-гости (имамы, приезжающие в Финляндию по приглашению общины) — прежде всего летом. Вот, например, в один из месяцев Рамазан в качестве такого имама-гостя к нам приехал Рамиль Беляев, который затем был приглашен на работу имамом. Мы получаем пользу от общения с ними, а они у нас приобретают опыт работы.

— Какие проблемы стоят перед Вашей общиной? Как Вам видится ее будущее?

— В нашей общине ежегодно умирает порядка 10-15 человек, а рождается только 3-6 детей. Увеличивается число межнациональных браков с финнами… Некоторые из них принимают Ислам, но татарский язык в такой семье не всегда сохраняется на должном уровне. Таким образом, изменяется структура общины. На сегодня число татар Финляндии составляет порядка 800 человек. Но даже и при таком положении дел я вижу будущее для своей общины. Сохранение своей религии, языка, не зависит от численности – но лишь от того, насколько важное место уделяют люди этим явлениям духовной жизни.

Особо отмечу вопросы, связанные с глобализацией. Есть и негативные явления, но я скажу вот про что. Позитивная сторона глобализации для нас — это то, что во всех уголках мира татары связываются друг с другом, и связи между ними увеличиваются и укрепляются, что особенно важно для молодежи.

Когда я думаю о будущем своей немногочисленной общины, я обращаю особое внимание на важность связей между молодежью разных стран и культур. Но, еще раз повторюсь: в конечном итоге результат зависит от воспитания детей в семье, а также от качества образования.

Пользуясь случаем, я хотел бы заметить: в Финляндии на сегодня численность мусульман достигла 25-30 тысяч человек или даже больше. Перед ними стоят вопросы сохранения своей религии, языка и культуры, но в то же время очень важно, чтобы они смогли интегрироваться в финляндское общество, чтобы они уважительно и конструктивно воспринимали законы Финляндии, Конституцию нашей Родины, чтобы с уважением относились к нашей стране — так, как это сделали в свое время основатели татарской общины Финляндии.

Беседовал Д. Хайретдинов,
16 апреля 2007 г., Хельсинки

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!