Многие издательские проекты ИД «Медина» воплощаются
благодаря поддержке этого человека, многие благотворительные программы Фонда
имама Абу-Ханифы – также результат его усилий. Кто он – предприниматель и
гражданин, мусульманин и патриот татарского народа, как России, так и своей
малой Родины?
Московский культуролог, поэт и переводчик Джаннат Сергей
Маркус беседует с Шамилем Матвеевичем Айдагуловым накануне его шестидесятилетия.
А издательство готовит книгу к его юбилею.
– Шамиль Матвеевич, за плечами у Вас 60 прожитых лет –
солидный юбилей. Давайте пофилософствуем вместе: как Вы переживаете этот рубеж?
меняете ли сейчас стиль и ритм жизни? а может, начинаете «новую жизнь?
– Признаться, меня, как и многих, такие круглые юбилеи
застают врасплох. Я к ним специально не готовлюсь, ничего особого не планирую –
живу в потоке жизни, где мне многое хочется сделать, задачи большие! И для меня
важна сама жизнь в работе, в творчестве. Что мне надо было ценить раньше, тем я
дорожу и сегодня. Двигаться, вершить, задействовать все свои знания – вот цель.
Особо люблю «с нуля» начинать новые дела, подбирать и
ставить людей в правильные точки, руководить ими и запускать новые программы.
Главное для меня – быстрее что-то запустить, чтобы начать потом делать уже
что-то другое.
– О чем Вы жалеете, вспоминая прошедшее – что не удалось
сделать, исправить? И чему радуетесь, как созревшему плоду?
– Ни о чем не жалею. Все, что сделал, сделал вовремя и на
пенсию тоже ушел вовремя. Так оказалось, что параллельно завершалась эпоха
застоя, а когда я стал свободным пенсионером, открылись возможности для
самостоятельного бизнеса. И я ринулся с головой и, по сути, овладел новой
квалификацией. Сейчас совершенно четко осознаю, что не начни я свое дело тогда –
сейчас было бы не под силу. Что я имею в виду? Не только наличие стартового
капитала. Сейчас ставить заново бизнес – означает проходить изматывающие
процедуры в разных инстанциях, включая налоговую инспекцию и сертификацию – а
тогда это было гораздо легче.
Да, справедливо говорят многие, что и тогда деловому
человеку мешали воровство и особенно рэкет. И все же я скажу, что именно 1996-97
годы – начало экономического подъема для малого и среднего бизнеса. Я тогда
удачно попал в волну, которая несет меня и по сей день.
Отвечая на Ваш вопрос совсем коротко, скажу так: ни о чем
не жалею, ибо шагал в ногу со временем.
– Вам довелось пережить перелом времен. Выросший в
советское время и воспитанный советской системой, Вы прошли через годы реформ,
распада СССР и становления новой Российской Федерации сначала при Ельцине, а
затем и при Путине.
– Советское время и советскую систему я никогда не
ненавидел и не отрицал. Хотя видел многие недостатки. Однако Коммунистическая
партия имела систему руководства, серьезно готовила кадры, всерьез занималась
воспитанием и окультуриванием молодежи, вело серьезное планирование в масштабах
всей страны. Кроме того, большие силы тратились на анализ происходящего – ведь
без понимания сложных процессов, которые были до нас, невозможно понять проблемы
сегодняшнего дня и тем более просчитать последствия того, что мы делаем, в
будущем. Так или иначе, но в СССР между людьми была общность – все были равны.
А теперь все измеряется только деньгами – все ценности
нации, веры, всей нашей жизни. И это очень горько, ведь человек, хоть и
нуждается в материальном обеспечении, но не может всю жизнь посвятить только
этому и тем более поставить рубль или доллар выше Бога. Сегодня как никогда
стало ясно, что у нас нет иного выхода, кроме как единобожия. Причем не только
для тех, кто по рождению принадлежит к «мусульманским народам», но и для всех
людей. Для меня большое событие внутренней жизни – знакомство и дружба с главой
мусульман Нижегородчины Умаром-хазратом Идрисовым. Он вместе со своей дружной и
постоянно растущей командой подает всем, включая меня, пример – как быть
духовным в современном мире, сочетать быт, бизнес, науку с ценностями Веры.
– И тогда, в старое советское время, и сейчас, в
путинско-медведевское время, Вы были успешным человеком, и к тому же явно
жизнерадостным. Поделитесь: как Вы преодолеваете трудности и встречаете
перемены?
– Рецепта по преодолению трудностей, я думаю, ни у кого
нет. Но у каждого должна быть решимость к торпедированию мозгов.
Иначе говоря, ты сам себя должен заставлять думать и
искать. Каждый раз заново надо изыскивать новые методы и неожиданные ходы во
всем – и в бизнесе, и в личной жизни, в обществе и с друзьями. Естественно, в
любом поиске надо избегать преступных методов – мусульмане говорят в таких
случаях, что надо различать «харам» и «халяль», запретное и дозволенное. Есть
божественные законы, данные всем народам мира через их Божественных посланников,
которые известны всем, которые впечатаны в нашу совесть. Спроси свою совесть,
напрягись – и избежишь многих страшных ошибок.
А если уж выбрал новый путь – так не надо теряться и надо
действовать!
– Как Вы думаете, а что такое патриотизм? И меняется ли его
суть, или форма при СССР, при РФ? Что стоит вкладывать в понятие Отечество: это
земля, или это государство, или люди, или политика и культура?
– Мы с женой Хадичей объездили шесть стран, но я все-таки
убедился, что по-настоящему знаю и люблю только один уголок на этой планете –
нашу родную Россию. И нас с женой уже никуда не перетянуть.
Правда, вот дочь моя (все-таки это уже другое поколение!)
вышла замуж за итальянца и теперь живет в Италии. Там у нас родился внук,
которого назвали Алекс, а по-итальянски его зовут Александро. Сейчас ему 3 года
и окружающие очень удивляются его дисциплинированности. Дочь гордится им и
говорит: «Здесь в Италии жизнь более современная, совсем другое настроение. К
детям мягче относятся – вот почему и удивляются на Александро, который от меня
получил более строгое воспитание».
Если рассуждать о том, что же такое Отечество, то надо
вспомнить, как начиналось наше государство Российское. Из каких трудностей мы
все вместе вылезали всегда! Орда и Москва – татары и русские – сталкивались и
сливались, враждовали и создавали общие ценности. Все мы, кто живет сейчас на
огромных просторах этой земли, «одной шестой части суши», по сути – наследники и
правопреемники огромной Евразийской цивилизации. За тысячу лет она сменяла
названия, но суть-то осталась.
А суммарно нашу идею выразил князь Александр Невский,
сказав, что «надо крепить оборону на Западе, и при этом искать друзей на
Востоке». Правота его слов очевидна и сейчас. Что XII век, что XXI – а ситуации
повторяются и повторяются вновь и вновь… Кузьма Минин – потомок татарских
купцов, который вместе с русским князем Пожарским вывел Россию из Смутного
времени в начале XVII века. Мы все – русско-тюркское сообщество, научились жить
вместе.
Конечно, как и во всякой большой семье, у нас немало
внутренних трений, споров, порой обид – но как только кто нападет на нашу
страну, мы будем вместе отбивать врага, подымем общее знамя, забыв распри! С
некоторой иронией даже могу сказать, что наши внутренние распри – привилегия
хорошего доброго мирного времени.
Вот арзамасский взрыв 1988 года – тоже пример полного
единения людей разных наций, возрастов и профессий. Общая беда нас всегда
сплачивает и собирает в единый кулак. Так давайте сделаем из этого выводы и для
мирного времени: чего нам делить, зачем ссориться?
Сейчас я горжусь нашими новыми лидерами – и Путиным и
Медведевым. Это феномен. Лидеры, прорвавшиеся из смуты и хаоса – к порядку и
четкой работе. Нам уже завидуют на Западе. Мы избавляемся от минусового наследия
1990-х годов, появляется новая молодежь.
Вот пример: когда я начинал бизнес в 1997-98 годах, то
никак не мог найти толковых и честных молодых сотрудников, ибо те, что выросли
при Горбачеве, хотели «за один день заработать миллион!» и при этом
разменивались на мухлеж по мелочам (воровали запчасти, разливали бензин).
Сейчас, слава Богу, можно найти совсем иных молодых людей: молодежь меняется,
ребята понимают, что труд должен быть регулярным, упорным и обязательно честным.
Появляется осознание важности настоящего образования.
Итак, суть патриотизма, по моему убеждению, не меняется.
Наше государство может менять формы и названия: то Русь Киевская, то Царство
Московское, то Российская империя с центром в Петербурге, то СССР, теперь вот –
РФ. А в понятии Отечество слиты неразрывно и земля, и люди, и наша политика,
экономика, культура – но важнее всего Вера. Если у людей нет ее, все из рук
сыпется, все вокруг рассыпается…
– Почему Вы избрали профессию пожарного – ведь по сути это
редкая профессия, которую определенно можно назвать «военным в мирное время»?
Все люди спокойно работают, не подвергая себя опасности – а пожарные…
– Да, вы правы – это одна из самых опасных в мире
профессий, для которой не может быть паузы и подлинно «мирного времени», а
сигнал тревоги может разбудить и поднять в любую минуту. И тогда в считанные
секунды пожарный становится солдатом и ведет боевые действия против огня.
Думал ли я об этом, когда меня пригласили в Дзержинске в
пожарную часть? – сомневаюсь. Ведь после возвращения из армии мне предложили
работать в пожарной охране из-за некоторых удобств, но я тогда еще и
предположить не мог, что это станет делом всей моей жизни – сначала на
государственной службе, а затем и в бизнесе. Пожалуй, поворотный момент случился
тогда, когда мне готовились присвоить звание младшего лейтенанта. Была какая-то
секунда сомнений – а потом я на все решился! И началась учеба в Москве, новая
жизнь. Появился даже особый вкус к профессии.
– Расскажите, пожалуйста, какой был самый страшный (или
смешной) случай из Вашей многолетней практики пожарного?
– Самый страшный, конечно же – это ужас от взрыва 4 июня
1988 года в Арзамасе, который прогремел на всю страну и на весь мир.
Но до этого никогда не забуду еще страшное для меня и моих
товарищей 1 августа 1977 года, город Горький. Мы, курсанты, приехали
стажироваться. Нас разделили по четырем отделениям. Меня отправили в Нормативное
отделение. Капитан Александр Пьянков дежурил в штабе пожаротушения и вдруг по
громкой связи раздался его приказ: «Срочно всем на выезд! Горит танкер на
Волге!». Это был спецобъект. Огонь вырывался из трюма, пожар тушили человек 30.
Через полчаса полковник Виктор Павлович Рогов, убедившись в бесполезности
применения воды, отдал команду тушить пожар пеной. Каждый должен был взять
рукав-линию и приблизиться к танкеру. И вдруг раздался взрыв, поднялся сильный
ветер, был зной, меня бросило волной на крутой берег, спина горела, зной был
невыносимый...
Я полз по щебенке, обрывая руки. «Кто же был на танкере?» –
подумал я в тот момент, оглянулся, и мгновенно подсчитал, что там осталось 28
человек. Но после взрыва их уже не было в живых. Самого полковника Рогова,
который стоял на мостке, сбросило в воду.
Итак, в тот момент на моих глазах погибли
ровесники-курсанты, погиб и капитан Пьянков. Только когда приехали домой,
осознали происшедшее. Позднее поставили памятник в память о погибших в старом
здании Управления пожарной охраны Нижнего Новгорода, что у площади Лядова.
А смешной случай? – Нет, уж извините, на пожаре ничего
смешного быть не может. Это ведь не шутки, здесь всегда риск, игра с огнем
проходит на грани борьбы жизни и смерти…
– Что такое «чувство локтя» у пожарных? В чем суть
психологии? Кто принципиально негоден для такой работы?
– Многие, приходящие в пожарное дело, особо не думают об
этом сначала. Таким был и я. А ведь кто-то идет в рядовые, потому что ему нужно
2 суток для домашних огородных работ, а городским – если просто нравится. Кому
нет – сами уходят.
«Чувство локтя» у пожарных – неотъемлемая часть всей
профессии. Без этого невозможно, работа всегда идет в команде и это даже не
солидарность спортсменов, стремящихся к победе – речь идет, опять-таки скажу как
есть, между жизнью и смертью. Быть может, подобная командная слаженность и
поддержка нужны врачам при сложных операциях, когда ежесекундно идет борьба за
жизнь человека.
А негоден для таких дел тот, кто боится, кто несобран,
неспортивен, кто стоит только за самого себя и неспособен к дружной общей
работе. Такие, скажу прямо, быстро сами из числа пожарных отсеиваются.
– А что бы Вы сказали мальчикам, которые, как и многие
ровесники в их возрасте, мечтают «стать пожарниками»?
– Если уверены, что мечта такая не просто временная игрушка
– дерзайте! Во многих городах, в нашем Арзамасе, например, открыты Клубы юных
пожарных, при многих школах действуют добровольные дружины – там обучаются
многие мальчишки и девчонки.
Кстати, сегодня мы не можем сказать, что нашей профессией
увлечены только мальчики – есть немало активных и очень успешных девочек.
Некоторые из них впоследствии становятся профессионалами.
Ваши мечты – в ваших руках, ребята!
– Что для Вас семья, жена, дети?
– До 8 лет меня воспитывала бабушка и мама. Они дали мне
первые слова молитвы, так что с самых ранних пор я духом был предан Вере – эта
духовная основа была заложена еще тогда и оказалась очень крепкой. Конечно,
впоследствии надо было бы изучать Коран, историю Ислама, развиваться… – но разве
в советское время такое было возможным? Нет, конечно. Наоборот, официальная
пропаганда выветривала все национальное из людей и тем более все религиозное.
Так что, поскольку мы с матерью потом жили в Белоруссии, и
там не было общения с татарским народом, многие навыки, полученные мною в
подлинно татарском детстве, ушли надолго в тень. Но, поскольку они были впитаны
с молоком матери, сейчас ожили и помогают мне.
Это драгоценное наследство я стремлюсь передать и моим
детям, теперь уже и внукам. Для татар вообще, для мусульман в особенности, семья
– святая святых. Это опора, над укреплением и благополучием которой надо
трудиться всю жизнь. Я семейно счастливый человек и готов присоединиться к тем
первым словам, с которых открывается роман Льва Толстого «Анна Каренина»: «все
счастливые семьи счастливы одинаково, а все несчастливые несчастливы по-своему…»
Огромное для меня удовлетворение, что крепкие семьи создали
мои дочь и сын. Хвала Аллаху!
– Что значат для Вас вера, родной татарский народ? И как их
возродить сейчас?
– Самая заметная тенденция сегодня в татарском народе
(впрочем, не только в татарском, но и у всех остальных) – угасание деревень,
размывание старинного патриархального образа жизни. Да, из деревень люди уходят,
национальные традиции теряются при жизни в больших городах, а вот Вера
останется. Теперь даже русские приходят в Ислам. У людей впервые в истории
России появилась свобода выбора, свобода совести – никто не принуждает никого
быть верующим или же неверующим, следовать той или иной религии. Это очень
благоприятно для осознанного избрания своего пути, сказано ведь в Коране: «В
религии нет принуждения». За Ислам нет беспокойства.
А нация? Сейчас очень трудный период для татарского народа,
и предсказать будущее тоже очень трудно. Сколько было безумно тяжелых испытаний!
Чего только мы не пережили: гонения от Ивана Грозного, атеистическую революцию
1917 года, сталинские репрессии…
А вот центром развития и возрождения татар всего мира может
стать Казань. Это наша историческая опора, и там есть на что опираться. То
движение за возрождение мишар, как полноправной части большой татарской семьи,
которое ведут сейчас наши хазраты – Умар Идрисов и Дамир Мухетдинов –
благородное и крайне важное дело. Уже положено хорошее начало, есть растущая
молодежь. Сначала совсем не было интеллигенции, все делалось наспех, культуры не
было. Помню, на первых маршах плясали чеченцы…
А как без интеллигенции поднять народ? За год-два эту
проблему не решишь. Кроме того, надо делать литературу для простых людей,
детские программы. У молодого лидера и ученого Дамира очень большой потенциал, я
восхищаюсь им и всячески поддерживаю. Мой сын Марат – его ближайший сподвижник.
Думаю, сейчас надо терпеливо отвоевывать участки, усиленно
заниматься подготовкой кадров. Ведь мало только издать книги, надо, чтобы была
человеческая база – люди, которые их читают и воплощают идеи из этих книг. Вот
за последние 20 лет Русская Православная Церковь и купола золотила, и кадры
готовила – а мы, мусульмане?.. Боюсь, что нам надо сознаться – мы многое
упустили из возможностей, данных свыше за прошедшие годы. Надо наверстывать
упущенное.
И все же в целом, я рад – работа кипит! Пусть медленно и не
так, как нам быстро хочется, но новое, свежее и духовно светлое пробивает себе
дорогу.
– Ваш сын Марат, как Вы с гордостью отметили – близкий
соратник Дамира Мухетдинова. Многие программы просто немыслимы без него. Как Вы
относитесь к тому, что Ваш сын, получив экономическое образование, тратит немало
сил и средств, поддерживая сугубо гуманитарные и духовные проекты ДУМНО –
Духовного управления мусульман Нижегородской области? Вряд ли они приносят
прибыль, скорее наоборот…
– Мой сын – это я сам. И я им горжусь. Знаю, что
коммерческая отдача от гуманитарных проектов малая, или вовсе ее нет. Но ведь не
в этом суть! Здесь надо думать не о прибыли земной, а о духовном росте в
условиях, когда многие бездействуют, формально числясь татарами или
мусульманами. По большому счету, бездействует даже Казань с ее несравнимыми
ресурсами, а усилия Марата и Дамира просто похвальны. Налицо многие успехи,
которые сразу и не перечислить…
В их конкретные дела я не вхожу, пусть сами все решают. При
всей своей молодости, они уже сложившиеся бизнесмены. Аллах да поможет им в их
благих начинаниях!
Еще хочется сказать о Марате, о его росте и особенностях
характера. Он ведь вырос здесь, в Арзамасе, окончил арзамасский филиал
Нижегородского политехнического института, специальность – менеджмент в
экономике. Но не остановился на этом. Продолжает осваивать новое, открыл филиал
нашей фирмы сначала в Нижнем Новгороде и тем самым закрепился на рынке области,
а теперь уже открыл и филиал, офис в Москве. Признаться, я даже и не думал об
этом, о таких широких перспективах и развитии.
– А что нужно, чтобы вырастить достойного сына?
– По большому счету, не знаю – ну как я могу дать рецепты в
такой огромной и сложной жизни, где все ведомо лишь Аллаху! И все же
предполагаю, что для этого нужны особый шанс, везение, гены, родовые корни.
Внешне мой старший сын Марат походит на маму, а вот то, что он стал строгим
руководителем – явно от меня! Но он меня удивляет тем, что гораздо быстрее и
эффективнее меня входит в контакт с людьми, с самыми разными, вызывает доверие,
быстро устанавливает доверительные деловые отношения – настоящий менеджер!
Детям каждый из нас должен, конечно же, обеспечить уютную и
надежную среду в семье, дать образование по высшему разряду, поддержать во всех
добрых и благородных начинаниях – любить, наконец! И тогда все это, нами
наработанное, отдать на волю Божию. В конечном счете, решает все Он и только Он!
– А будет ли в Арзамасе мечеть?
– Опять отвечу такими же словами – на все воля Всевышнего!
Конечно, здесь у нас живет немало мусульман, как татар, так и узбеков, людей
разных национальностей. И, конечно, в современной демократической России вполне
благоприятно могут развиваться все духовные традиции наших народов. И конечно же
– во взаимоуважении друг к другу и в общих гражданских делах.
В древности Арзамас и его окрестности были землями
мордвы-эрьзя (откуда и пошло название города – эрьзя, Арза-мас). Они были
язычниками. Потом здесь в Средневековье селились и татары-мусульмане, и
русские-православные. Сейчас идет мощное православное возрождение:
реставрируются прекрасные храмы, которые скоро придадут Арзамасу большую
туристскую привлекательность, здесь родился и жил видный деятель Православия,
будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) – ему хотят
посвятить музей. У нас уже действуют воскресные школы и женский монастырь. Есть
в городе и община старообрядцев.
Должен признать – в порядке самокритики – что мы,
мусульмане, все еще отстаем от своих собратьев-православных. Собираемся мы
еженедельно в пятницу на джума-намаз, а мусульманскую организацию
зарегистрировали лишь в 2006 году. Самые активные – узбеки. Для общей молитвы и
чтения хутбы (пятничной проповеди) к нам приезжает из Дзержинска наш
брат-татарин, имам Мансур-хазрат Хусяинов. Ему сейчас около 50 лет, думаем о
том, как развить уже имеющуюся основу.
Конечно, Вы правы: такому городу, с такой историей и с
таким интересным развитием, как Арзамас, уже пора иметь свою мечеть,
современную, с достойной инфраструктурой. Надеюсь, что развитию нашей общины
помогут такие замечательные и успешные деятели Ислама, как руководители нашего
ДУМНО – Духовного управления мусульман Нижегородской области: Умар-хазрат
Идрисов, Гаяз-хазрат Закиров, Дамир-хазарат Мухетдинов. Кстати, Гаяз-хазрат (и
это особо мне приятно) сам родом из села Ишеево, откуда ведет род и моя мать.
Вот мы с Вами рассуждали уже о понятии «малой родины».
Подводя итог, я бы так сказал: мы – татары Нижегородчины, вот это и есть наша
родная земля, где веками жили наши предки. Этой земле мы и отдаем все наши
лучшие силы. И любим ее!
– Давайте посмотрим на это с другой стороны. Вы детство
провели на Нижегородчине и в Беларуси, учились в Иваново и в Москве,
профессиональную карьеру стали делать сначала в Дзержинске, затем в Арзамасе.
Теперь уже филиалы Вашей фирмы действуют и в Нижнем, и в Москве. Очевидно, у Вас
возникали мысли: при таких новых возможностях можно перебраться или в Нижний
Новгород, или даже в Москву? Вас ведь не испугать переменами и переездами, и
средства есть?
– Испугать переменами или переездами меня, конечно же,
невозможно. Не в этом дело. Переехать из Арзамаса?.. Знаете ли, я уже здесь
якорь бросил, здесь я «с нуля» ставил свое дело, полгода подбирал и обучал
людей, сейчас по сути начат новый завод… Как я могу оставить такие заделы? И
зачем? Уехать из Арзамаса – значит забросить все начатое.
Этот город, действительно, стал теперь моей «малой
родиной». Здесь все привычно, все знакомо. К тому же подрастает внук Руслан, он
теперь 9 класс заканчивает – так вот, надо и его подымать, помочь в учебе.
Скорее всего, он тоже выберет инженерно-техническое направление.
Понимаете ли Вы, что значит – поставить на ноги новое дело?
Мы начинали с самого простого: научились изготавливать багры и ломы, железные
ящики для пожарного дела. Потом добавили к ним более сложные изделия – так и
развиваемся, поэтапно, шаг за шагом. И делаем это с душой!
При этом изучаем рынок, новые технологии, учимся у опытных,
следим за конкурентами, расширяем и свой ассортимент, и рынок сбыта. Поверьте:
это полностью захватывает. И еще: работая в производстве, нельзя забывать о
людях. Нужно следить, чтобы всем было у нас комфортно: и по заработкам, и по
социальным условиям…
Нет, Арзамас – это теперь мой родной город и никуда я
уезжать не собираюсь!
Еще вот что скажу, чуть забегая в мыслях вперед. Собираю
уже много лет значки, посвященные пожарной истории, технике, разным
организациям. Многие друзья и коллеги пополняют мою коллекцию, которая уже
сейчас (я уверен) стала одной из крупнейших в России по этой тематике. Собираю
еще и разные наши профессиональные предметы: каски, бляхи, орудия тушения. Кто
знает, может, со временем сможем создать в Арзамасе свой музей пожарного дела?
Говорят ведь, что была здесь в старину каланча, у памятника Ленину в центре
города, есть фотографии старой пожарной станции 1920-30 годов…
И еще, знаете ли, о чем хочется сказать в ответ на Ваши
вопросы. Мы в Арзамасе хорошо помним Пушкина – ведь он ходил по улицам нашего
города, не так далеко отсюда было его родовое имение Большое Болдино. Поэт любил
и знал историю. Он собирал материалы по истории Пугачева, он не мог не слышать о
том, что происходило при Разине вокруг Арзамаса, про Олену
Арзамасскую-Темниковскую. Несомненно, он именно в Болдино возвращался к мыслям
об истории собственного рода и ощущал себя звеном в длинной цепи сменявших друг
друга поколений. И теперь мы вслед за ним повторяем классические стихи, в
которые вложены глубочайшие чувства и мысли. Я Вам напомню о них, произнося уже
как бы от себя:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
– Есть ли среди Ваших друзей, соратников по работе – на
кого равняться молодежи? Некий пример и ориентир?
– Я назову одно имя – это Иван Петрович Скляров. Мне
довелось с ним работать в Арзамасе и для меня он стал примером настоящего
мужчины, профессионала, гражданина и патриота. Замечательно, что память о нем
хранят многие арзамасцы, а в 11-ом микрорайоне в 2008 году открыт музей его
имени.
– А чтобы Вы сейчас сделали, если бы Вам было не 60, а 16
лет?
– А все то же самое, что и делал тогда. Я удовлетворен
сделанным, прошедшим – я люблю свое время и всегда шел с ним в ногу!
Текст и фото – Джаннат Сергей Маркус
Ссылки по теме:
– В Арзамасе открылся Музей 11 микрорайона, посвященный
преодолению трагедии 4 июня 1988 года
http://islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2411
– Умар-хазрат Идрисов – 4 июня 1988 года в Арзамасе наш
единоверец проявил себя как истинный патриот и мусульманин!
http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2406
– В Арзамасе забыли своего героя-орденоносца!
http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2428
– Марат Айдагулов – Российские вакфы: общемусульманская
традиция и региональный срез развития
http://www.sovetulemov.ru/articles.php?sid=2300