Выступление
Умара-хазрата Идрисова на круглом столе в честь
Международного дня Аль-Кудс в Москве 26 сентября 2008 года.
Бисмиллахир-Рахман Ир-Рахим!
Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баркатух!
Мир всем верующим в Единого Бога! Шолом алейхем!
Уважаемые послы, уважаемые участники и гости круглого
стола!
Я сознательно начал свое приветствие сразу на трех языках –
по-русски, на иврите и по-арабски. Ведь Иерусалим в переводе означает «город
мира», то есть духовного мира, мира как божественного состояния человеческой
души. Какое прекрасное название, какая удивительная программа заложена в нем! И
как далека от этой программы наша действительность – суровая и даже трагическая…
Я не политик и не аналитик в вопросах Ближнего Востока, я
мусульманский имам и гражданин России. Потому я не стану затрагивать темы, где
есть свои эксперты и свой стиль изложения. Я скажу то, что сложилось в сердце
именно у имама и гражданина.
Первое – как замечательно, что мы здесь с вами собрались!
Люди разных наций и верований, разных политических пристрастий. Значит, мысль об
Иерусалиме как примере мира на земле объединяет нас. Значит, все мы желаем,
просим Бога: мира, мира и еще раз мира прекрасному городу. Благодарю всех за
участие!
Второе – наш Издательский дом «Медина» представляет сегодня
только что вышедшую из печати книгу Алексея Олеговича Колобова «Опаленный стан».
Мы давно знаем этого молодого ученого, ибо не первый год сотрудничаем с его
отцом, академиком Олегом Алексеевичем Колобовым, который изучает, классифицирует
и публикует документы и аналитику текущего процесса на Ближнем Востоке. Он не
мусульманин, светский академический ученый.
Благодаря ему мусульманам Нижегородчины удалось наладить не
просто диалог с Нижегородским государственным университетом имени Лобачевского,
с возглавляемой им кафедрой международных отношений и Институтом стратегических
исследования, но и заключить первый в истории постсоветской России договор о
сотрудничестве Нижегородского исламского института имени Хусаина Фаизханова с
этим старейшим российским вузом. Для нас как мусульман это воплощение идей джадидизма о синтезе богословских и светских наук. Для нас как граждан России
это реализация на практике всех возможностей Конституции, реализация свободы
совести. Подчеркну, что такими свободами мусульмане никогда не пользовались в
истории Российского государства.
И нам особенно приятно, что эстафету такого сотрудничества
между светской наукой и мусульманами академик Колобов передает в руки своего
сына. Книга, изданная Издательским домом «Медина», – тому пример. Насколько
удачна эта научная работа – судить читателям, специалистам. Подробнее о своей
работе расскажет сегодня сам научный руководитель этого проекта, Олег Алексеевич
Колобов.
Я же отмечу, что книга написана исходя из общенаучного
стремления к объективному знанию. Потому ее адресат – это любой человек. Но нам,
мусульманам России, она важна именно как основа для непредвзятого, спокойного,
взвешенного, научного анализа. Насколько важно мусульманам возродить культуру
рационального знания, недавно в интервью нашей газете «Медина» говорил Тарик
Рамадан, профессор Оксфордского университета, внук основателя организации
«Братья-мусульмане» в Египте.
Позвольте привести цитату из его интервью: «Мы слишком
эмоционально воспринимаем религию. А это в корне неверно. Давайте разберемся и
уточним понятия. Эмоции важны в своей сфере, но в деле религии они
вспомогательны. Ислам настаивает на знании и дает знания. От человека требуется
осознанное действие на почве не эмоций, а именно знаний. Однако что мы видим
вокруг? В целом современные мусульмане слишком поддаются эмоциям. Я только что
вернулся из Пакистана. Там все бурлит, все шумят… А ситуация в стране крайне
неуравновешенная. Что было недавно в ответ на «карикатурный скандал» из Дании?
То же самое – буря эмоций, даже насилия. А где результат? Разве решены вопросы,
поставленные этой провокацией? И разве рационально решены вопросы Палестины? В
целом можно кратко сказать, – подводит итог профессор Тарик Рамадан. –
Рациональная дисциплина, которая была у основателей и алимов классической эпохи
Ислама, которые не только сами освоили, но и нынешней Европе передали
рациональность античности, – в прошлом. Это наша проблема».
Скажу своими словами: чтобы решить все проблемы священного
города трех авраамических религий Аль-Кудс, нужны рациональность, культура
миротворчества, применение современных технологий как в медиа, так и в
дипломатии, экономике и так далее.
В связи с этим меня особо радует и вдохновляет явное
оживление российской дипломатии на Ближнем Востоке. Причем, мы видим, что речь
идет не о каком-то возврате в «советское прошлое», но о поиске новых решений в
новой ситуации. Главная же новизна, очевидная всем, – это глобализация! Да, да,
именно в свете глобализации сейчас пересматриваются все старые формулы. Это ведь XIX век прошел под флагами строительства национальных государств. А как сегодня
хоть одно государство может быть мононациональным, монорелигиозным? Это в
прошлом. Экономика и современные технологии – впервые в истории человечества! –
сделали нас жителями одной деревни под названием «планета Земля». Миграции
огромных масс населения, смешение языков и культур – неизбежные компоненты
глобализации.
Более того, оказалось, что в таких условиях неэффективен
однополярный мировой порядок! Посмотрите: после событий августа на Кавказе
Россия открыто заявила о конце однополярности по-американски. И при этом наши
дипломаты ни в коей мере не хотят разрывать связей ни с Америкой, ни с Европой.
Период, когда племена жили в самодостаточности и могли друг с другом враждовать
и не обмениваться, – это уже глубокое прошлое! Мир обретает равновесие, выявляя
свою изначальную многополярность.
Зачем я говорю сейчас об этом? И какая тут связь с
вопросами Аль-Кудс?
Я хочу сказать очень ясно и принципиально: застарелые узлы
вокруг Аль-Кудс надо решать в реалиях глобализации и с учетом многополярности.
Что это может означать на практике – пусть решат специалисты, политики и
дипломаты. Но мы как мусульмане и граждане Российской Федерации подчеркиваем:
глобализация как объективный процесс вовсе не означает «вестернизацию» или
«американизацию». Мир создан Всевышним Аллахом в многообразии, как сказано в
Коране: «Мы сотворили вас племенами и народами, дабы вы познавали, обогащали
друг друга; и самый почитаемый пред Богом из вас – наиболее богобоязненный!»
(Коран, 49:13).
Иначе говоря, концепция глобализации – благословенный свыше
процесс, и кораническое слово указывает нам императив этого процесса – «дабы вы
познавали, обогащали друг друга», дабы соревновались в богобоязненности, в
добрых делах. Так что город Иерусалим, равно священный для иудеев, христиан и
мусульман, – это место не только поклонения своим святыням, но и место встречи,
общения, обмена, взаимообогащения!
Российская дипломатия, как правительственная, так и
народная, в формате гражданского общества теперь активно работает как в арабском
мире, так и в Израиле. Уже очевидны удачи Русской православной церкви,
Императорского православного палестинского общества. Уже – впервые в истории! –
введен безвизовый режим между Россией и Израилем. Ситуация улучшается у нас на
глазах. В октябре в Москве пройдет первая выставка арабского бизнеса, открытого
к России, – «Экспо-Арабия».
Мы в рамках гражданского общества также проводим уже в
третий раз Международный день Аль-Кудс в Москве. И хотя организаторы –
мусульмане, но вместе с нами здесь и православные, и католики, правозащитники,
светские ученые, дипломаты. Это радует, ибо говорит о нормальности процесса. О
его миротворческом характере, о силе добра и мира, об умении договариваться по
самым спорным вопросам.
Последнее, что хочу отметить. Чтобы избавиться от цепей
прошлого в любом конфликте, нужен духовный подвиг покаяния. И мы видели, как на
днях по этому пути пошел Эхуд Ольмерт, бывший премьер-министр Израиля. На
последнем заседании правительства, где он участвовал, Ольмерт открыто заявил о
своих личных ошибках и об ошибочности политики Тель-Авива в отношении
палестинцев. Это удивительное по смелости заявление, несомненно, потребовало
огромной внутренней работы и немалого мужества!
Ольмерт не только указал на неверность политики правящего в
его стране режима в отношении палестинцев, начиная с 1967 года, но и признал
себя первым из тех, кто совершил эту ошибку. Так, он осудил зверское отношение
эмигрантов, поселившихся в домах местных жителей. «40 лет мы, придумывая
искусственные причины, проводим ошибочную политику в отношении палестинского
народа», – заявил бывший премьер. «Я лично, – признался Ольмерт, – совершил
много ошибок, потому что считал, что от Мертвого моря до Евфрата все принадлежит
нам, евреям. Однако в конечном итоге я осознал, что эти земли должны быть
разделены между их истинными, коренными владельцами».
Будем надеяться, что эти слова одного из лидеров – сигнал к
перемене взглядов всей элиты Израиля. Приветствуя этот акт покаяния, хочу
подчеркнуть, что справедливость – это не просто отвлеченная социальная идея или
богословская формула «адль». Справедливость – это условие выживания человечества
в условиях глобализации. Инструмент справедливости – многополярное
мироустройство.
На наших глазах должны уйти в прошлое такие «методы
политики», как захват чужого имущества и земель, подкопы под религиозные
памятники, дискриминация по национальному и религиозному признакам. Посмотрите,
как набирает силу движение евреев не в Израиль, а из него: люди видят
перспективы лучшей жизни там, где нет терроризма, где нет коррупции и
бесконечных политических скандалов, где нет ежедневной борьбы против соседей и
терроризма. Сколько бывших граждан СССР, переехавших было в конце советского
периода, возвращаются в обновленную Россию! И здесь ведь они не боятся оказаться
«национальным меньшинством» – здесь толерантное общество, столетние навыки
добрососедства.
Завершу свое выступление приглашением к нам в гости, на
Нижегородчину, всех, кто желает увидеть, как дружно живут иудеи и мусульмане в
Поволжье. Добро пожаловать!
Мы обживаем берега Волги, великой реки Евразии, с глубокой
древности: иудеи – со времен Хазарского каганата, мусульмане – с эпохи Волжской
Булгарии. Здесь обитают десятки народов с разными культурами и верованиями. Есть
между нами и проблемы и временами разногласия, но никогда мы не поднимали руку
друг на друга. Все вопросы решаем на основе договора и в условиях мира. Мы
хотим, чтобы так жили и наши внуки.
Самое удивительное, что первоначальное название нашего
Нижнего Новгорода, до XIII века, когда сюда пришел князь Георгий из Владимира, –
град Ибрагимов. То есть это город, который был назван в честь нашего общего
«отца веры» – праотца Авраама, как произносится его имя в Библии, или наби
Ибрахим, расуль Алла, как именуют его по-арабски все мусульмане. Я вижу в таком
названии нашу прямую духовную связь с Иерусалимом и вообще Святой землей
Палестины как земли пророков. Какое драгоценное наследие!
Шалом, мир в Боге, салам – величайшее сокровище. Он как
импульс дан и христианам, и иудеям, и мусульманам. Аль-Кудс – общая для всех нас
святыня. И нам в России небезразлична его судьба!
Иерусалим – город мира. Он должен стать образцом
межконфессионального согласия в условиях глобализации и многополярности! Пусть
Иерусалим станет истинно Иерусалимом!
Амин.
Умар-хазрат Идрисов, председатель Духовного управления
мусульман Нижегородской области
Москва, 26 сентября 2008 года
Ссылки по теме:
29-09-08 Нижегородский вклад в Международный день Аль-Кудс
ИД
«Медина» выпустил монографию Алексея Колобова о проблемах Палестины
Заявление Духовного управления мусульман Дагестана по
случаю Дня Аль-Кудс
Генеральный секретарь Академии наук и технологий Палестины
Имад Хатиб. Обращение к москвичам в День Аль-Кудс
День Аль-Кудс:
взгляд историка из Петербурга
Халид Амейра. Мечеть «Аль-Акса»
под угрозой
Раввины поблагодарили Ахмадинежада
за отношение к евреям