На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
29-09-08 Иерусалим – город мира – должен стать образцом межконфессионального согласия в условиях глобализации!

Умар-хазрат ИдрисовВыступление Умара-хазрата Идрисова на круглом столе в честь Международного дня Аль-Кудс в Москве 26 сентября 2008 года.

Бисмиллахир-Рахман Ир-Рахим!

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баркатух!

Мир всем верующим в Единого Бога! Шолом алейхем!

Уважаемые послы, уважаемые участники и гости круглого стола!

Я сознательно начал свое приветствие сразу на трех языках – по-русски, на иврите и по-арабски. Ведь Иерусалим в переводе означает «город мира», то есть духовного мира, мира как божественного состояния человеческой души. Какое прекрасное название, какая удивительная программа заложена в нем! И как далека от этой программы наша действительность – суровая и даже трагическая…

Я не политик и не аналитик в вопросах Ближнего Востока, я мусульманский имам и гражданин России. Потому я не стану затрагивать темы, где есть свои эксперты и свой стиль изложения. Я скажу то, что сложилось в сердце именно у имама и гражданина.

Первое – как замечательно, что мы здесь с вами собрались! Люди разных наций и верований, разных политических пристрастий. Значит, мысль об Иерусалиме как примере мира на земле объединяет нас. Значит, все мы желаем, просим Бога: мира, мира и еще раз мира прекрасному городу. Благодарю всех за участие!

Второе – наш Издательский дом «Медина» представляет сегодня только что вышедшую из печати книгу Алексея Олеговича Колобова «Опаленный стан». Мы давно знаем этого молодого ученого, ибо не первый год сотрудничаем с его отцом, академиком Олегом Алексеевичем Колобовым, который изучает, классифицирует и публикует документы и аналитику текущего процесса на Ближнем Востоке. Он не мусульманин, светский академический ученый.

Благодаря ему мусульманам Нижегородчины удалось наладить не просто диалог с Нижегородским государственным университетом имени Лобачевского, с возглавляемой им кафедрой международных отношений и Институтом стратегических исследования, но и заключить первый в истории постсоветской России договор о сотрудничестве Нижегородского исламского института имени Хусаина Фаизханова с этим старейшим российским вузом. Для нас как мусульман это воплощение идей джадидизма о синтезе богословских и светских наук. Для нас как граждан России это реализация на практике всех возможностей Конституции, реализация свободы совести. Подчеркну, что такими свободами мусульмане никогда не пользовались в истории Российского государства.

И нам особенно приятно, что эстафету такого сотрудничества между светской наукой и мусульманами академик Колобов передает в руки своего сына. Книга, изданная Издательским домом «Медина», – тому пример. Насколько удачна эта научная работа – судить читателям, специалистам. Подробнее о своей работе расскажет сегодня сам научный руководитель этого проекта, Олег Алексеевич Колобов.

Я же отмечу, что книга написана исходя из общенаучного стремления к объективному знанию. Потому ее адресат – это любой человек. Но нам, мусульманам России, она важна именно как основа для непредвзятого, спокойного, взвешенного, научного анализа. Насколько важно мусульманам возродить культуру рационального знания, недавно в интервью нашей газете «Медина» говорил Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, внук основателя организации «Братья-мусульмане» в Египте.

Позвольте привести цитату из его интервью: «Мы слишком эмоционально воспринимаем религию. А это в корне неверно. Давайте разберемся и уточним понятия. Эмоции важны в своей сфере, но в деле религии они вспомогательны. Ислам настаивает на знании и дает знания. От человека требуется осознанное действие на почве не эмоций, а именно знаний. Однако что мы видим вокруг? В целом современные мусульмане слишком поддаются эмоциям. Я только что вернулся из Пакистана. Там все бурлит, все шумят… А ситуация в стране крайне неуравновешенная. Что было недавно в ответ на «карикатурный скандал» из Дании? То же самое – буря эмоций, даже насилия. А где результат? Разве решены вопросы, поставленные этой провокацией? И разве рационально решены вопросы Палестины? В целом можно кратко сказать, – подводит итог профессор Тарик Рамадан. – Рациональная дисциплина, которая была у основателей и алимов классической эпохи Ислама, которые не только сами освоили, но и нынешней Европе передали рациональность античности, – в прошлом. Это наша проблема».

Скажу своими словами: чтобы решить все проблемы священного города трех авраамических религий Аль-Кудс, нужны рациональность, культура миротворчества, применение современных технологий как в медиа, так и в дипломатии, экономике и так далее.

В связи с этим меня особо радует и вдохновляет явное оживление российской дипломатии на Ближнем Востоке. Причем, мы видим, что речь идет не о каком-то возврате в «советское прошлое», но о поиске новых решений в новой ситуации. Главная же новизна, очевидная всем, – это глобализация! Да, да, именно в свете глобализации сейчас пересматриваются все старые формулы. Это ведь XIX век прошел под флагами строительства национальных государств. А как сегодня хоть одно государство может быть мононациональным, монорелигиозным? Это в прошлом. Экономика и современные технологии – впервые в истории человечества! – сделали нас жителями одной деревни под названием «планета Земля». Миграции огромных масс населения, смешение языков и культур – неизбежные компоненты глобализации.

Более того, оказалось, что в таких условиях неэффективен однополярный мировой порядок! Посмотрите: после событий августа на Кавказе Россия открыто заявила о конце однополярности по-американски. И при этом наши дипломаты ни в коей мере не хотят разрывать связей ни с Америкой, ни с Европой. Период, когда племена жили в самодостаточности и могли друг с другом враждовать и не обмениваться, – это уже глубокое прошлое! Мир обретает равновесие, выявляя свою изначальную многополярность.

Зачем я говорю сейчас об этом? И какая тут связь с вопросами Аль-Кудс?

Я хочу сказать очень ясно и принципиально: застарелые узлы вокруг Аль-Кудс надо решать в реалиях глобализации и с учетом многополярности. Что это может означать на практике – пусть решат специалисты, политики и дипломаты. Но мы как мусульмане и граждане Российской Федерации подчеркиваем: глобализация как объективный процесс вовсе не означает «вестернизацию» или «американизацию». Мир создан Всевышним Аллахом в многообразии, как сказано в Коране: «Мы сотворили вас племенами и народами, дабы вы познавали, обогащали друг друга; и самый почитаемый пред Богом из вас – наиболее богобоязненный!» (Коран, 49:13).

Иначе говоря, концепция глобализации – благословенный свыше процесс, и кораническое слово указывает нам императив этого процесса – «дабы вы познавали, обогащали друг друга», дабы соревновались в богобоязненности, в добрых делах. Так что город Иерусалим, равно священный для иудеев, христиан и мусульман, – это место не только поклонения своим святыням, но и место встречи, общения, обмена, взаимообогащения!

Российская дипломатия, как правительственная, так и народная, в формате гражданского общества теперь активно работает как в арабском мире, так и в Израиле. Уже очевидны удачи Русской православной церкви, Императорского православного палестинского общества. Уже – впервые в истории! – введен безвизовый режим между Россией и Израилем. Ситуация улучшается у нас на глазах. В октябре в Москве пройдет первая выставка арабского бизнеса, открытого к России, – «Экспо-Арабия».

Мы в рамках гражданского общества также проводим уже в третий раз Международный день Аль-Кудс в Москве. И хотя организаторы – мусульмане, но вместе с нами здесь и православные, и католики, правозащитники, светские ученые, дипломаты. Это радует, ибо говорит о нормальности процесса. О его миротворческом характере, о силе добра и мира, об умении договариваться по самым спорным вопросам.

Последнее, что хочу отметить. Чтобы избавиться от цепей прошлого в любом конфликте, нужен духовный подвиг покаяния. И мы видели, как на днях по этому пути пошел Эхуд Ольмерт, бывший премьер-министр Израиля. На последнем заседании правительства, где он участвовал, Ольмерт открыто заявил о своих личных ошибках и об ошибочности политики Тель-Авива в отношении палестинцев. Это удивительное по смелости заявление, несомненно, потребовало огромной внутренней работы и немалого мужества!

Ольмерт не только указал на неверность политики правящего в его стране режима в отношении палестинцев, начиная с 1967 года, но и признал себя первым из тех, кто совершил эту ошибку. Так, он осудил зверское отношение эмигрантов, поселившихся в домах местных жителей. «40 лет мы, придумывая искусственные причины, проводим ошибочную политику в отношении палестинского народа», – заявил бывший премьер. «Я лично, – признался Ольмерт, – совершил много ошибок, потому что считал, что от Мертвого моря до Евфрата все принадлежит нам, евреям. Однако в конечном итоге я осознал, что эти земли должны быть разделены между их истинными, коренными владельцами».

Будем надеяться, что эти слова одного из лидеров – сигнал к перемене взглядов всей элиты Израиля. Приветствуя этот акт покаяния, хочу подчеркнуть, что справедливость – это не просто отвлеченная социальная идея или богословская формула «адль». Справедливость – это условие выживания человечества в условиях глобализации. Инструмент справедливости – многополярное мироустройство.

На наших глазах должны уйти в прошлое такие «методы политики», как захват чужого имущества и земель, подкопы под религиозные памятники, дискриминация по национальному и религиозному признакам. Посмотрите, как набирает силу движение евреев не в Израиль, а из него: люди видят перспективы лучшей жизни там, где нет терроризма, где нет коррупции и бесконечных политических скандалов, где нет ежедневной борьбы против соседей и терроризма. Сколько бывших граждан СССР, переехавших было в конце советского периода, возвращаются в обновленную Россию! И здесь ведь они не боятся оказаться «национальным меньшинством» – здесь толерантное общество, столетние навыки добрососедства.

Завершу свое выступление приглашением к нам в гости, на Нижегородчину, всех, кто желает увидеть, как дружно живут иудеи и мусульмане в Поволжье. Добро пожаловать!

Мы обживаем берега Волги, великой реки Евразии, с глубокой древности: иудеи – со времен Хазарского каганата, мусульмане – с эпохи Волжской Булгарии. Здесь обитают десятки народов с разными культурами и верованиями. Есть между нами и проблемы и временами разногласия, но никогда мы не поднимали руку друг на друга. Все вопросы решаем на основе договора и в условиях мира. Мы хотим, чтобы так жили и наши внуки.

Самое удивительное, что первоначальное название нашего Нижнего Новгорода, до XIII века, когда сюда пришел князь Георгий из Владимира, – град Ибрагимов. То есть это город, который был назван в честь нашего общего «отца веры» – праотца Авраама, как произносится его имя в Библии, или наби Ибрахим, расуль Алла, как именуют его по-арабски все мусульмане. Я вижу в таком названии нашу прямую духовную связь с Иерусалимом и вообще Святой землей Палестины как земли пророков. Какое драгоценное наследие!

Шалом, мир в Боге, салам – величайшее сокровище. Он как импульс дан и христианам, и иудеям, и мусульманам. Аль-Кудс – общая для всех нас святыня. И нам в России небезразлична его судьба!

Иерусалим – город мира. Он должен стать образцом межконфессионального согласия в условиях глобализации и многополярности! Пусть Иерусалим станет истинно Иерусалимом!

Амин.

 

Умар-хазрат Идрисов, председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области

Москва, 26 сентября 2008 года

 

Ссылки по теме:

29-09-08 Нижегородский вклад в Международный день Аль-Кудс

ИД «Медина» выпустил монографию Алексея Колобова о проблемах Палестины

Заявление Духовного управления мусульман Дагестана по случаю Дня Аль-Кудс

Генеральный секретарь Академии наук и технологий Палестины Имад Хатиб. Обращение к москвичам в День Аль-Кудс

День Аль-Кудс: взгляд историка из Петербурга

Халид Амейра. Мечеть «Аль-Акса» под угрозой

Раввины поблагодарили Ахмадинежада за отношение к евреям

 

 

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!