На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
10-04-09 Мнение педагога Р.В. Гаязетдинова: «Нужно поликультурное образование!»

В последние годы образовательная политика в России переживает один из сложных периодов своего развития. В стране идёт движение в сторону демократизации и гуманизации процесса обучения и воспитания. Известно, что в некоторых регионах РФ, в том числе и в Нижегородской области, проживают люди различных национальностей. В таких регионах учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях осложняется распадом единого геополитического пространства. Это вызывает необходимость кардинальных перемен в системе современного образования с учётом национально-культурного фактора. А в актуализации этнической принадлежности, росте уровня национального самосознания каждого народа ведущая роль отводится образованию. Образование является транслятором культуры. Именно в культурном пространстве человек погружается в этнонациональную среду, а через неё приобщается к мировой общечеловеческой культуре.



Поэтому современная действительность ставит перед образованием сложную задачу воспитания молодёжи в духе мира и уважения ко всем народам, формирования умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других этносов без потери своей самобытности. Таким образом, проблема подготовки молодёжи к жизни в многонациональной, поликультурной среде, является актуальной и занимает одно из приоритетных мест среди проблем современного образования.

Чтобы обсудить эту актуальную тему, мы встретились с директором Уразовской средней школы (УСШ), кандидатом технических наук, Заслуженным работником просвещения, почётным гражданином Краснооктябрьского района Р.В. Гаязетдиновым. Рясим Вазетдинович отметил, что в сложившихся условиях поиск путей развития национальных культур и бесконфликтного их сосуществования является для России важнейшей государственной задачей. Приводим здесь его мнение:

- Понятно, что одним из эффективных средств достижения этой цели является система образования, в рамках которой государство способно разумно направлять развитие поликультурных процессов в обществе, - говорит человек с полувековым педагогическим стажем. - В контексте этого закономерным является развитие в регионах образовательных учреждений нового типа - школ поликультурно ориентированного образования, школ с уклоном в сторону нескольких культур.

Формирование социальных и этических знаний у подрастающего поколения во все времена строилось на принципах взаимосвязи и взаимодополнения культур представителей разных национальностей. Формирование у детей этнического сознания, культуры межэтнических отношений может осуществиться на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических групп. Это требует продуманного подхода к организации учебно-воспитательного процесса школьников.

Реформирование образования в России нужно осуществлять с учётом национального многоязычного состава, социальной структуры и религиозных отличий населения РФ. Но, к большому сожалению, в действительности дела у нас с этим обстоят не совсем радужно. В соответствии с изменениями федерального законодательства, с 1 сентября 2009 года национальные языки исключаются из школьной программы. Согласно Федеральному Закону “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта” больше не соблюдается принцип регионального своеобразия в отношении образовательных учреждений. Это говорит о том, что утрачиваются права субъектов  РФ на введение в учебную программу специфических региональных предметов, в том числе и татарского языка.

Например, сегодня в нашей УСШ обучаются 300 школьников разных национальностей. Здесь и чуваши с мордвой, и армяне с азербайджанцами, и, конечно же, татары с русскими. Но в большинстве своём наши ученики - татары. И я не сторонник того, чтобы для  каждой этнической группы на местах открывались компонент-классы, чтобы её представители могли изучать и сохранять свой язык и свою культуру быта. Это трудно осуществить. Хотя это тоже вопрос. Но интересы коренных жителей, по-моему, должны быть учтены в любом случае. Почему дети мусульманского происхождения будут лишены возможности изучать свой родной язык на своей родной земле? На мой взгляд, это катастрофа для татарского народа, в особенности для татар-мишар Нижегородской области, которые живут за пределами Татарстана.  

У нас и так обучение в основе своей ведётся на русском языке, по программам и учебникам для обычных русских школ. На данный момент в УСШ всего три татарских национальных класса. 

Сегодняшние новшества в образовательной политике России приводят к игнорированию национального самосознания личности. Естественно, возникает необходимость принять меры, обеспечивающие гармонию развития национального и общечеловеческого начал в характерах учащихся школ.

В 70-е годы XX века в образовании уделялось много внимания педагогической деятельности, направленной на подготовку школьников к контактам с представителями других культур. При этом выделялись следующие направления:

- воспитание патриотизма и интернационализма;

- воспитание в духе мира и дружбы между народами.

Тогда был накоплен большой опыт в решении проблем интернационального воспитания. «Интернациональное — это не отрицание национального, а сближение разных национальных укладов, их взаимодействие»,  - так считали учёные в то время.

Пользуясь случаем, я также хотел бы прокомментировать введение пресловутого ЕГЭ и напомнить, что тот, кто не знает своего родного языка, не может хорошо знать и другие языки. В текущем учебном году ЕГЭ по русскому языку в районе сдавали 153 учащихся, из них 57 – из МОУ Уразовской СОШ, что составляет 37,3 процента. Результаты ЕГЭ по русскому языку, естественно, нас не удовлетворили. По школе 7 человек (12,3 %) не справились с заданием. Такая же картина и в результатах девятиклассников. Но это совершенно отдельная тема – причины могут быть разными. В целом я - за поликультурное образование в школах, а никак не за исключение из учебных программ общеобразовательных школ изучения родного языка как предмета, -  подытожил Рясим Вазетдинович.   

В современных условиях напряжённость межнациональных отношений, возникающих в различных регионах и влияющая на детское этническое сознание, требует от педагогов и родителей осмысленного подхода к этой проблеме. Требуется творческое использование опыта нравственного воспитания культуры межнациональных отношений с учётом структуры населения региона. Также в решении задач совершенствования образовательно-воспитательного процесса нужно активно использовать национальные культурные и духовные центры.  Хороших результатов можно добиться, соединяя опыт прогрессивных традиций, культур и обычаев людей всех этнических групп, проживающих в данном регионе.

На фото: Р.В. Гаязетдинов, УСШ

Nizgar

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!