В
последние годы образовательная политика в России переживает один из сложных
периодов своего развития. В стране идёт движение в сторону демократизации и
гуманизации процесса обучения и воспитания. Известно, что в некоторых регионах
РФ, в том числе и в Нижегородской области, проживают люди различных
национальностей. В таких регионах учебно-воспитательный процесс в
общеобразовательных учреждениях осложняется распадом единого геополитического
пространства. Это вызывает необходимость кардинальных перемен в системе
современного образования с учётом национально-культурного фактора. А в
актуализации этнической принадлежности, росте уровня национального самосознания
каждого народа ведущая роль отводится образованию. Образование является
транслятором культуры. Именно в культурном пространстве человек погружается в
этнонациональную среду, а через неё приобщается к мировой общечеловеческой
культуре.
Поэтому современная действительность ставит
перед образованием сложную задачу воспитания молодёжи в духе мира и уважения ко
всем народам, формирования умения общаться и сотрудничать с людьми разных
национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить
своеобразие культур других этносов без потери своей самобытности. Таким образом,
проблема подготовки молодёжи к жизни в многонациональной, поликультурной среде,
является актуальной и занимает одно из приоритетных мест среди проблем
современного образования.
Чтобы обсудить эту актуальную тему, мы
встретились с директором Уразовской средней школы (УСШ), кандидатом
технических наук, Заслуженным работником просвещения, почётным гражданином
Краснооктябрьского района Р.В. Гаязетдиновым. Рясим Вазетдинович отметил,
что в сложившихся условиях поиск путей развития национальных культур и
бесконфликтного их сосуществования является для России важнейшей государственной
задачей. Приводим здесь его мнение:
- Понятно, что одним из эффективных средств
достижения этой цели является система образования, в рамках которой государство
способно разумно направлять развитие поликультурных процессов в обществе, -
говорит человек с полувековым педагогическим стажем. - В контексте этого
закономерным является развитие в регионах образовательных учреждений нового типа
- школ поликультурно ориентированного образования, школ с уклоном в сторону
нескольких культур.
Формирование социальных и этических знаний
у подрастающего поколения во все времена строилось на принципах взаимосвязи и взаимодополнения культур представителей разных национальностей. Формирование у
детей этнического сознания, культуры межэтнических отношений может осуществиться
на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего
народа, но и других этнических групп. Это требует продуманного подхода к
организации учебно-воспитательного процесса школьников.
Реформирование образования в России нужно
осуществлять с учётом национального многоязычного состава, социальной структуры
и религиозных отличий населения РФ. Но, к большому сожалению, в действительности
дела у нас с этим обстоят не совсем радужно. В соответствии с изменениями
федерального законодательства, с 1 сентября 2009 года национальные языки
исключаются из школьной программы. Согласно Федеральному Закону “О внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и
структуры государственного образовательного стандарта” больше не соблюдается
принцип регионального своеобразия в отношении образовательных учреждений. Это
говорит о том, что утрачиваются права субъектов РФ на введение в учебную
программу специфических региональных предметов, в том числе и татарского языка.
Например, сегодня в нашей УСШ обучаются 300
школьников разных национальностей. Здесь и чуваши с мордвой, и армяне с
азербайджанцами, и, конечно же, татары с русскими. Но в большинстве своём наши
ученики - татары. И я не сторонник того, чтобы для каждой этнической группы на
местах открывались компонент-классы, чтобы её представители могли изучать и
сохранять свой язык и свою культуру быта. Это трудно осуществить. Хотя это тоже
вопрос. Но интересы коренных жителей, по-моему, должны быть учтены в любом
случае. Почему дети мусульманского происхождения будут лишены возможности
изучать свой родной язык на своей родной земле? На мой взгляд, это катастрофа
для татарского народа, в особенности для татар-мишар Нижегородской области,
которые живут за пределами Татарстана.
У нас и так обучение в основе своей ведётся
на русском языке, по программам и учебникам для обычных русских школ. На данный
момент в УСШ всего три татарских национальных класса.
Сегодняшние новшества в образовательной
политике России приводят к игнорированию национального самосознания личности.
Естественно, возникает необходимость принять меры, обеспечивающие гармонию
развития национального и общечеловеческого начал в характерах учащихся школ.
В 70-е годы XX века в образовании уделялось
много внимания педагогической деятельности, направленной на подготовку
школьников к контактам с представителями других культур. При этом выделялись
следующие направления:
- воспитание патриотизма и
интернационализма;
- воспитание в духе мира и дружбы между
народами.
Тогда был накоплен большой опыт в решении
проблем интернационального воспитания. «Интернациональное — это не отрицание
национального, а сближение разных национальных укладов, их взаимодействие», -
так считали учёные в то время.
Пользуясь случаем, я также хотел бы
прокомментировать введение пресловутого ЕГЭ и напомнить, что тот, кто не знает
своего родного языка, не может хорошо знать и другие языки. В текущем учебном
году ЕГЭ по русскому языку в районе сдавали 153 учащихся, из них 57 – из МОУ
Уразовской СОШ, что составляет 37,3 процента. Результаты ЕГЭ по русскому языку,
естественно, нас не удовлетворили. По школе 7 человек (12,3 %) не справились с
заданием. Такая же картина и в результатах девятиклассников. Но это совершенно
отдельная тема – причины могут быть разными. В целом я - за поликультурное
образование в школах, а никак не за исключение из учебных программ
общеобразовательных школ изучения родного языка как предмета, - подытожил Рясим
Вазетдинович.
В современных условиях напряжённость
межнациональных отношений, возникающих в различных регионах и влияющая на
детское этническое сознание, требует от педагогов и родителей осмысленного
подхода к этой проблеме. Требуется творческое использование опыта нравственного
воспитания культуры межнациональных отношений с учётом структуры населения
региона. Также в решении задач совершенствования образовательно-воспитательного
процесса нужно активно использовать национальные культурные и духовные центры.
Хороших результатов можно добиться, соединяя опыт прогрессивных традиций,
культур и обычаев людей всех этнических групп, проживающих в данном регионе.
На фото: Р.В. Гаязетдинов,
УСШ
Nizgar