На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
29-04-09 Имамы и мечети села Анды

Испокон веков имамы считались самыми грамотными, информированными и важными людьми в татарских сёлах. Однажды мне срочно нужно было подготовить материал ко Дню Победы из села Анды. А там на место ушедшего из жизни главы сельской администрации назначили незнакомого мне человека, к тому же не татарина. «Что делать, к кому обратиться?» - думал я в панике. И тут я вспомнил, кто на самом деле главный в деревне. Я связался по телефону с имамом этого села и попросил у него помощи в подготовке материала. Бяюс-хазрат Адиатуллин с радостью согласился посодействовать мне, и уже на следующий день я разговаривал с участниками ВОВ у него дома, а потом фотографировал их. И вот мы встретились снова …



Зная о том, что Бяюс-хазрат - человек очень скромный, я начал расспрашивать о духовно-религиозной жизни андинцев издалека. Бяюс-хазрат, педагог с сорокалетним стажем, мне прямо по полочкам разложил, кто в какие годы был духовным лидером села.

- К концу XVIII столетия в Андах было всего 64 двора, - начал говорить он, - а жителей насчитывалось 409 человек, 200 мужчин и 209 женщин. Наличие мечети и собственных имамов документально фиксируется с 1790 года. Тогда на средства крестьян была построена мечеть, которая стала центром религиозной жизни села. Салех Исангулов и Сабин Салеков были назначены муллами. Они исправно служили своему народу, находясь на содержании общины и получая по 60 рублей в год. В 1821 году в эту мечеть, в то время уже ставшую соборной, по указу Оренбургского магометанского духовного собрания, имамом был назначен Алий Биккулов (Али Бихулов). В 1862 году село избрало муллой Шарафетдина Невретдинова. Число прихожан к тому времени уже достигло тысячи. Поэтому возникла необходимость избрать грамотного и образованного человека в помощники Шарафетдину. И в 1868 году вторым муллой был избран Аксян Ишмуратов. А неофициально вести службу было доверено также и отцу первого имама – Невретдинову Сюбуранкулову. С 1822 года муэдзином (азанчы) прихода являлся Жедихан... Фамилии его я, к сожалению, не знаю. Конец XIX века был ознаменован активным строительством новых культовых сооружений. В апреле 1887 года губернскими властями были утверждены чертежи для возведения в Андах второй соборной мечети. А вскоре, всего 2 года спустя, часть мусульман решила выстроить третью мечеть. Это решение было обоснованным, ведь село непрерывно расширялось, и число прихожан росло. На рубеже XIX – ХХ веков население села Анды занималось торговлей и земледелием. Тогда же из общей массы крестьян выделились наиболее зажиточные. К примеру, пятеро жителей села владели ветряными мельницами. Эти маленькие предприятия приносили стабильный ежегодный доход. Таким образом, желание мусульмане села Анды вполне могли позволить себе возводить новые храмы. Инициатором строительства третьей мечети стал муэдзин Жедихан. К 1898 году в селе было уже три мечети, а число прихожан достигло двух тысяч. Духовным лидером в первой мечети был прежний мулла – Шарафетдин Невретдинов, во второй – братья Насибулла и Юсип Аксяновы, в третьей – сын муэдзина Шарафетдин Жедиханов. Все они активно занимались религиозным образованием подрастающего поколения. При первой соборной мечети была открыта школа. Кроме нее при мечети действовала созданная по решению Земства женская школа, где девочки обучались рукоделию. В 1911 году пожилого имама первой мечети сменил Фатех Алеев, из башкир. В 20-е годы прошлого столетия все три мечети продолжали функционировать. Сложности революционного периода и смена власти не поколебали авторитет андинских священнослужителей. Во главе мечетей продолжали находиться прежние муллы: Ф.Алеев, Ю.Аксянов и Ш.Жедиханов. Они были людьми со средним достатком, получавшими за службу часть личных пожертвований прихожан. Однако в 30-е годы взгляд новых властей на религию сильно переменился, и по всей России начались активные гонения на священнослужителей. В начале тридцатых годов ХХ века две мечети села Анды прекратили своё существование. Их планировали использовать для «культурных нужд» селян. Потом закрыли и последнюю мечеть. По словам старожилов, сталинские репрессии обошли священнослужителей села Анды стороной. Это было редким явлением - лишь немногие татарские деревни и сёла Нижегородчины тогда остались без своих духовных предводителей. Великая Отечественная война, по разным причинам, ещё больше ограничила религиозную жизнь мусульман села. Однако, несмотря ни на что, андинцы и в эти суровые годы не оставляли своей религии. Они собирались в частных домах на пятничные молитвы и религиозные праздники. Многие хозяйки в пятницу стремились во что бы то ни стало тайно пригласить домой исполняющего обязанности муллы, чтобы он помолился о покойных и попросил Всевышнего о скорейшем возвращении с войны мужей и сыновей. Если в период войны имя исполняющего обязанности сельского муллы держалось в строгом секрете, то в послевоенные годы оно стало известно – Юсип Шадаев. Даже я помню, как в 50-е годы в обычные дни на молитвы собирались около трёх десятков человек. А читались молитвы в одном из сарайчиков, который тогда располагался недалеко от сегодняшней мечети. Помню, в 1958 году мы решили собраться на Курбан-байрам в доме Давлетхана-абзи, потому что погода не позволяла нам отметить праздник в сарайчике или на улице. Всё прошло очень хорошо. Но потом меня, в прямом смысле слова, затаскали по инстанциям, которые возмущались тем, что я, будучи секретарём комсомольской организации, участвовал в чтении праздничной молитвы. Слава Аллаху, всё обошлось. Но и после этих преследований верующих жизнь андинской уммы не прекратилась. Мусульмане села по праздникам собирались в доме Айси Садыкова, а в обычные дни продолжали молиться всё в том же сарайчике. С приходом перестроечного периода андинцы одними из первых построили мечеть, пусть не большую и не каменную. Во второй половине 80-х гг. на минарете новой мечети был торжественно установлен полумесяц. После Юсипа Шадаева имамом стал Фатих Сабитов 1904 года рождения. С 1994 года его место занял его сын Али Фатихов. С 2005 года председателем религиозной общины мусульман села Анды и его имамом являюсь я. До этого я три года был муэдзином. Вот я и рассказал о духовно-религиозной жизни села Анды. Естественно, кто-то может меня в чём-то поправить. Ведь наша история до сих пор до конца не изучена. Сегодня на месте самой первой нашей соборной мечети благодетели села построили новую мечеть, очень красивую и оригинальную. Но это уже другая страница нашей религиозной жизни, - подытожил имам Андинской мечети Бяюс-хазрат Адиатуллин.

Биографическая справка: Бяюс-хазрат Адиатуллин почти всю свою жизнь был педагогом. Около десяти лет он работал секретарём сельского совета с. Анды, вёл активную просветительскую работу среди населения. Затем он в течение 40 лет преподавал биологию в местной школе. В настоящее время Бяюс-хазрат занимается образовательной деятельностью в духовно-религиозном направлении. В этом году он будет отмечать своё 75-летие, и ближе к этой знаменательной дате мы постараемся рассказать о нём самом и его семье более подробно.

На фото: Бяюс-хазрат Адиатуллин, действующая и новая мечети села Анды.

Беседовал Олег Андержанов.

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!