На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
21-05-09 Гейдар Алиев о религии и исламских ценностях

В мае в Азербайджане отпраздновали 86-летие со дня рождения Гейдара Алиева и 5-летие со дня создания Фонда этого национального лидера, а 15 июня азербайджанский народ отметит День Национального Спасения - дату, также исторически связанную с деятельностью Г.Алиева. Предлагаем вашему вниманию статью азербайджанского политолога Теймура Атаева о религиозных воззрениях национального лидера Азербайджана.



«Азербайджанский народ, пройдя через все трудности, беды, лишения, гнет, всегда был верен своей религии, своим духовным ценностям, и никакая власть, никакой властелин не могли уничтожить это... Исламская религия... является для нашего народа носителем духовных ценностей и источником духовной пищи.., одним из самых замечательных достижений нашего народа... Мы являемся частью исламского мира» (из речи Г. Алиева на церемонии открытия комплекса Биби-Эйбатской мечети 1998 г.).

В «этнически мусульманских» регионах - прежде всего, на постсоветском пространстве - в последнее время отмечается печальная тенденция. Антиисламские настроения становятся обычным явлением. Тут и борьба с хиджабом, и закрытие мечетей, и восприятие человека с бородой таково чуть ли не как террориста. В качестве обоснования происходящего нередко называют тезис о том, что-де самые громкие теракты в мире осуществляют люди, называющие себя приверженцами Ислама. В этом контексте оценка Ислама бывшим президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым и данная им характеристика исламских ценностей становятся очень актуальными. Общеизвестно, что любую затрагиваемую им тему - и в политико-экономической, и в социально-культурной сфере, - он пропускал через себя. Он стремился не просто озвучивать итоговый вывод, но подвести аудиторию или визави к нему посредством обоснования сути вопроса.

Лейтмотив его отношения к религии можно уловить в следующем заключении: «Основные причины войн, схваток между отдельными государствами, борьбы друг с другом различных общественно-политических групп, несомненно, носят политический, этнический характер, преследуют цель силой отобрать у другого землю. Это, конечно, не может иметь религиозный характер».

Сегодня всё сказанное Г. Алиевым об Исламе приобретает особую актуальность. Тем более что он всегда делал упор на общемировой геополитической значимости кавказского региона в целом, и Азербайджана в частности. Последний, по его мнению, является «мостом между Европой и Азией, Западом и Востоком, [что] имеет не только географический смысл, но и социально-экономический и политический».

Оценка Ислама. Приоритеты морально-нравственных ценностей через призму религии

«Отличие всех нравственных ценностей людей от религии состоит в том, что они, независимо от религиозной принадлежности, всегда призывали людей к дружбе, солидарности, единству» - писал Г.Алиев. В Книге почетных гостей Мечети Пророка (мир ему!) в городе Медина (Саудовская Аравия, 1994 г.) он зафиксировал: «Я вновь осознал то, насколько истоки Ислама опираются на общечеловеческие, философские, научные основы. Я осознал величие Всемогущего Аллаха».

Тем самым, фактически продекларировав единство мировых религий в аспекте соблюдения морально-нравственных норм, Г. Алиев подчеркнул, что исламский вероустав заботится о человеке. Несколько позднее он озвучил свое понимание оного следующим образом: переданные посредством Пророка Мухаммада (мир ему!) слова Всевышнего «играли в жизни... положительную роль, [предоставив] людям столько счастья, что эти обычаи и традиции, религиозные правила и порядки жили из поколения в поколение, и никакие ограничения не смогли этому помешать».

Применительно к роли Ислама в общецивилизационном масштабе Г. Алиев также говорил, что с момента своего зарождения «религия направила на путь истины, высокой морали большую часть человечества». Имея «неоценимые заслуги в истории человечества», Ислам обеспечил «достижение мусульманами высоких духовных ценностей», обладающих «самой высокой сутью, значимостью».

«Веление Аллаха в том, - добавлял Алиев, - чтобы люди воспитывались [на них]», т. к. «это путь, предначертанный Пророком Мухаммадом (мир ему!)». «Проведя верующих «через все трудности» и обеспечив «им существование», Ислам повел «мусульман по пути жизни, созидания, борьбы, свободы, защиты своей земли», - отмечал Г.Алиев. Он обосновывал это тем, что исламские постулаты всегда «приобщали к образованию, культуре, к более эффективному использованию всех средств современной жизни для улучшения своей жизни, жизни своей нации, народа, материального и морального состояния».

Ислам и Азербайджан

При этом Г.Алиев связывал складывавшуюся ситуацию с достижением страной государственного суверенитета: «Главным основанием для нас является жизнь нашего народа в таких независимых условиях», где «восстановлена вера в Аллаха и свобода совести». Он назвал «историческим событием» тот факт, что «мусульмане Азербайджана после долгих лишений и трудностей имеют возможность пользоваться исламской религией по своему желанию» (1997 г.).

Более того, азербайджанский лидер обращал особое внимание на то, что в «независимой АР исламская религия тесно сплотила … народ». «Мы еще раз должны осознать, что все это связано с уважением и почтением, преданностью нашего народа духовным ценностям Ислама» - резюмировал Г.Алиев (1996 г.).

Но он не просто соглашался с тем, что религиозные ценности значимы для общества. Он говорил о важности веры: «На протяжении веков мы идем путем, указанным нам Пророком Мухаммедом Алейхисаламом, советами Священной книги Коран. Это путь мира, дружбы, любви, благополучия... Мы должны воспитывать молодое поколение, все общество на основе этих высоких ценностей Ислама».

О мечетях

Для Г. Алиева было характерно трепетное отношение к мечетям. В бытность его президентом была восстановлена (заново отстроена) известная бакинская мечеть в Биби-Эйбате. Придя в нее на этапе завершения строительства в 1997 г. в знаменательнейшую для мусульман всего мира дату Мавлида (день рождения Пророка, мир ему!), Г.Алиев назвал разрушение мечети 70 лет назад «большим преступлением». Это соответствует кораническому: «Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их?» («Корова»: 114). В выступлении перед верующими Г. Алиев подчеркнул мощь «священной исламской религии», которую никто и «ничто не смогли победить». Далее он сделал знаковое дополнение: «Даже несмотря на то, что разрушили мечеть, запретили религию, люди не отказались от нее, от своих идей, убеждений», потому что «никакая сила не сможет разрушить духовные ценности Ислама».

Вряд ли Г. Алиев предпринял этот шаг спонтанно. Это было далеко не в его характере. Но, зная его стремление постигать суть всех важных вопросов, можно не сомневаться в знании им аятов Корана. В частности, этого: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» («Покаяние»: 18).

Кроме того, в 1996 г. Г. Алиев встретился с верующими в бакинской мечети «Тезепир» -также в знаменательную для приверженцев Ислама дату. «Я очень рад сегодня быть вместе с вами в этот священный для нас праздничный день в доме Аллаха», - сказал он.
Сам за себя говорит и тот факт, что в Медине он признал: «Меня восхитили комплексы мечетей, созданные вокруг мавзолея Пророка Мухаммеда для того, чтобы распространить Ислам в мире». Поэтому Г. Алиев с удовлетворением отмечал: «За короткий срок в Азербайджане появилось более 1000 мечетей. Значит, в душе всех людей так сильно было ожидание мечети,.. ведь это божий храм, место религиозного поклонения, религиозный центр».

О религии, светскости и экстремизме

В целом, все высказывания и действия Г. Алиева однозначно демонстрируют четкое понимание им роли и места религии в государстве светского типа. Последнее понятие многие, к сожалению, воспринимают исключительно с атеистических позиций. Им можно посоветовать лишь обратиться к высказываниям Г. Алиева на этот счет.

«Безусловно, мы строим в Азербайджане светское государство... и не должны отдаляться и от национальных моральных ценностей», т. к. обязаны «не допустить в этом процессе распространения безнравственности, бездуховности», - говорил Г. Алиев. Вслед за этим он раскрывал свою позицию: «Мы уважаем религию..., общечеловеческие ценности, отражающие высокую культуру, мораль, прошедшие исторические испытания... на основе [чего] нужно воспитывать народ». «Мы не отделены от религии. Религия и государство тесно сотрудничают», поскольку Ислам, «прививая свои прекрасные нравственные ценности азербайджанским гражданам... морально еще больше возвысит азербайджанское общество» - заявлял он.

Опирался он в своих речах и на священные тексты: «Коран никогда не закладывал основу фундаментализма. Если кто-то создает этот фундаментализм, экстремистские тенденции, используя исламскую религию, и развивает их, считаю, что они в определенной степени отдаляются от основных принципов ислама. Мы принимаем исламскую культуру, исламские духовные ценности как они есть в Коране. Искажать их, если говорить на языке религии, грех».

Имея огромный опыт политического руководства в СССР, обладая знаниями форм и методов деятельности ведущих спецслужб и феноменальными аналитическими способностями Г. Алиев прекрасно ориентировался в планетарных геополитических тонкостях. Он отдавал себе отчёт в том, что заинтересованные силы могут попытаться использовать искренние чувства людей в собственных целях: «В разных регионах мира делаются попытки представить мусульман экстремистами, фундаменталистами, попирающими принципы толерантности. Это несправедливо. Конечно, среди каждого народа, в каждой стране есть бандиты, террористы, преступники, экстремисты. Но это никак не относится к религиозным истокам народов или к религиозным принципам этих народов».

Таким образом, Г. Алиев проводил важнейшую грань между преступниками, называющими себя мусульманами (или представляемыми обществу в качестве таковых) и конфессией в целом. Индивидуум «должен быть свободным, делать, что хочет. Естественно, не совершая ничего незаконного», - убеждал Г. Алиев. Потому что «если человек верит своей религии, служит ей, то будет чище, принесет больше пользы обществу и государству».

Эта оценка Ислама демонстрирует мудрость Г. Алиева как политика, предлагающего к тому же пути решения вышеизложенных проблем: «Необходимо развивать в Азербайджане науку исламоведения. АН, Бакгосуниверситет и НИИ должны создавать специальные органы, организации, научные центры по этой области... Азербайджан может быть центром исследований на Кавказе в этой области». Это приобретает актуальность в свете необходимости «уделять внимание воспитанию молодежи. Наша молодежь должна быть здоровой как физически, так и морально».

Вместо заключения

Также в контексте темы «Г. Алиев - религия» имеет немаловажное значение понимание азербайджанским лидером необходимости объединения исламского мира. «Обсуждение мусульманскими учеными и религиозными деятелями важных актуальных проблем нашей религии, наряду с их чисто научно-религиозной значимостью, служит делу дальнейшего расширения отношений братства и сотрудничества между мусульманскими государствами и народами, укреплению исламской солидарности», - констатировал он. Он неизменно подчеркивал «особое значение» реализации данного плана «на современном этапе, когда во многих уголках мира наблюдаются тенденциозные нападки на основы исламской религии и мусульманские страны».

Теймур Атаев, политолог (Азербайджан)

Оригинал статьи на www.islam.ru

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!