На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
26-11-09 Связь Шигабутдина Марджани с Дрожжановским районом Республики Татарстан

Шигабутдин Марджани (1818-1889), признанный отцом татарской истории, человек, сделавший крутой поворот в духовной жизни татарского народа. Личность, известный всему исламскому миру мыслитель, он открыл дорогу в эпоху возрождения. Татарская общественность дала высокую оценку его деятельности. Академия наук Татарстана носит его имя. В 1998 году в Казани прошла конференция, посвященная его деятельности. 



Ш. Марджани родился в семье священнослужителей в деревне Ябынгы в 40 км. от Казани (ныне Атнинский район). Эти края еще называют «Заказаньем». И несмотря на то, что это достаточно далеко от нас, в годы жизни Марджани связь между этими краями была достаточно тесная.

Мать ученого уроженка нашего села Чокалы. А ее отец Габденнасыйр ибн Сайфелмулюк (дед Марджани) был большим богословом, служил имам-хатыбом и мударрисом в Заказанской в деревне Ашыт. Медресе этого села тогда было известно в мусульманском мире тем, что давало хорошие богословские знания. Известно, что многие имамы, служившие в наших краях, заканчивали именно это медресе. Сам Марджани сначала получал образование в деревне Ташкичу (недалеко от своей малой родины) у своего отца Багаветдина. В этом медресе служили мударрисами наши земляки Ахмет ибн Габделжалил и Ахмет ибн Зулхижжа. Они оба родом из деревни Тимерчан Дрожжановского района, которая теперь входит в Ульяновскую область.

            Уже в среднем возрасте, будучи имам-хатыбом в Казани, Марджани два раза посещал могилы родственников своей матери в деревне Чокалы (в 1848 и 1860 гг.).

Назовем некоторых земляков, которые получали образование у Габденнасыйра хазрата в Ашыте:

- Сайфетдин ибн Башир – из с. Чокалы,

- Фатхулла ибн Валид – из с. Задурда,

- Башир ибн Жомга – из с. Каракитово,

- Ибрагим ибн Яхуда – из с. Шаймурзи,

Габделманнян ибн Собхан – из с. Чокалы.

Эти люди позже стали известными и добились уважения, служа имамами в своих селах. Среди учеников Марджани было немало наших земляков. Первым надо назвать Абубакира ибн Яхуди Абдрашитова из села Ст. Шаймурза. Начальное образование он получал у Валида хазрата в с. Задур. И способного мальчика отдали на продолжение обучения к Марджани в Казани. Муфтий Ризаэтдин Фахретдин в своих рукописях пишет, что Абубакир был родственником  великого ученого или по линии матери и или со стороны одной из двух жен.

Абубакер дважды совершал хадж. Учился в Мекке-Медине и достиг уровня Коран-Хафиза. Во время второго хаджа он в течение 10 лет обучался у самых знаменитых богословов Египта, сам тоже стал грамотным богословом. В 1878 году он вернулся в Россию. Несмотря на то, что ему предлагали должность в Духовном управлении, он предпочел служить в деревне. И здесь он уже работая имам-хатыбом, собрал вокруг себя наиболее сильных мударрисов, организовал работу самого известного в России «Медресе Абубакира». Здесь учились шакирды не только из окрестных сел, но из Астраханской, Оренбургской области и г. Касимов. Как вспоминают пожилые сельчане, некоторые приезжали сюда на верблюдах вместе со своими слугами и размещались на квартирах и учились  в этом медресе. И весеннее-летнее время село Шаймурза утопало в звуках Корана.

Абубакир хазрат постоянно поддерживал связь с Марджани. И в библиотеке ученого были книги, написанные Абубакиром хазратом. И учитывая его большие заслуги, Духовным управлением был назначен ахуном в наших краях. И он на этом посту удачно решал все споры между священнослужителями, разбирал жалобы. И по указу Духовного управления был имамом Макарьевской ярмарочной мечети. Он много занимался строительством мечетей в деревнях. Его стараниями в Шаймурзе было построено еще три мечети и после этого их в селе стало 6.

Именитые земляки высоко оценивают заслуги Абубакира хазрата. Он умер в 21 января 1904 года и похоронен в селе Шаймурза.

Несмотря на большие заслуги в деле просвещения народа, в годы советской власти его имя было подзабыто. А сын Абубакира хазрата Мухаммат, который тоже служил имамом, был арестован и расстрелян в годы репрессии. И тогда же был конфискован архив Абубакира хазрата.

Новые Тинчали деревня на границе нашего района, входит в теперешний Буинский район. Жамалетдин ибн Габделлатыйф житель этой деревни также получал образование у Марджани, и потом сам тоже преподавал в этом медресе. А в 1876 году написал биографию своего учителя. Его сын Касим Биккулов тоже получал образование у Марджани. И, будучи муллой в Новом Тинчале, тесно общался с Абубакировм Яхуди из Шаймурзы и считал его своим учителем, после его смерти поставил камень на его могиле.

Камалетдин ибн Сайфетдин из деревни Каши ныне Ульяновской области. И это деревня на границе Дрожжановского района. А Камалетдин хазрат был учеником Марджани. Обучался в Египте. И был признан лучшим чтецом Корана своего времени.

Сафиулла ибн Габдулла был родом из деревни Чингиз нашего района и тоже учился в медресе Марджани.

Шайхелислам ибн Хамидулла родом из деревни Туки нашего района. Проучившись у Марджани 5 лет, стал признанным преподавателем.

И исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что жителям нашего края всегда было присуще стремление к образованию. И наши образованные земляки были поддерживали связь с известными личностями своего времени. Ученый Шигабетдин Марджани и его медресе сыграли огромную роль в обеспечении народа образованными кадрами и его просвещении. И в результате их деятельности появился центр просвещения нашего края - прославленное медресе Абубакира хазрата. Российское государство и РПЦ вели политику христианизации иноверцев. В наших краях она не имела успеха, мишаре не поддались. Это можно объяснить тем, что у нас хорошо было организовано религиозное просвещение и обучение.

(Все данные в этой статье взяты из официальных источников). М. Гимадиев, подполковник в отставке, Дрожжановский район РТ.

Nizgar

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!