26-11-09 Связь Шигабутдина Марджани с Дрожжановским районом Республики Татарстан
Шигабутдин
Марджани (1818-1889), признанный отцом татарской истории, человек, сделавший
крутой поворот в духовной жизни татарского народа. Личность, известный всему
исламскому миру мыслитель, он открыл дорогу в эпоху возрождения. Татарская
общественность дала высокую оценку его деятельности. Академия наук Татарстана
носит его имя. В 1998 году в Казани прошла конференция, посвященная его
деятельности.
Ш. Марджани родился в семье священнослужителей в деревне
Ябынгы в 40 км. от Казани (ныне Атнинский район). Эти края еще называют «Заказаньем».
И несмотря на то, что это достаточно далеко от нас, в годы жизни Марджани связь
между этими краями была достаточно тесная.
Мать ученого уроженка нашего села Чокалы. А ее отец
Габденнасыйр ибн Сайфелмулюк (дед Марджани) был большим богословом, служил
имам-хатыбом и мударрисом в Заказанской в деревне Ашыт. Медресе этого села тогда
было известно в мусульманском мире тем, что давало хорошие богословские знания.
Известно, что многие имамы, служившие в наших краях, заканчивали именно это
медресе. Сам Марджани сначала получал образование в деревне Ташкичу (недалеко от
своей малой родины) у своего отца Багаветдина. В этом медресе служили
мударрисами наши земляки Ахмет ибн Габделжалил и Ахмет ибн Зулхижжа. Они оба
родом из деревни Тимерчан Дрожжановского района, которая теперь входит в
Ульяновскую область.
Уже в среднем возрасте, будучи имам-хатыбом в
Казани, Марджани два раза посещал могилы родственников своей матери в деревне
Чокалы (в 1848 и 1860 гг.).
Назовем некоторых земляков, которые получали образование у
Габденнасыйра хазрата в Ашыте:
- Сайфетдин ибн Башир – из с. Чокалы,
- Фатхулла ибн Валид – из с. Задурда,
- Башир ибн Жомга – из с. Каракитово,
- Ибрагим ибн Яхуда – из с. Шаймурзи,
Габделманнян ибн Собхан – из с. Чокалы.
Эти люди позже стали известными и добились уважения, служа
имамами в своих селах. Среди учеников Марджани было немало наших земляков.
Первым надо назвать Абубакира ибн Яхуди Абдрашитова из села Ст. Шаймурза.
Начальное образование он получал у Валида хазрата в с. Задур. И способного
мальчика отдали на продолжение обучения к Марджани в Казани. Муфтий Ризаэтдин
Фахретдин в своих рукописях пишет, что Абубакир был родственником великого
ученого или по линии матери и или со стороны одной из двух жен.
Абубакер дважды совершал хадж. Учился в Мекке-Медине и
достиг уровня Коран-Хафиза. Во время второго хаджа он в течение 10 лет обучался
у самых знаменитых богословов Египта, сам тоже стал грамотным богословом. В 1878
году он вернулся в Россию. Несмотря на то, что ему предлагали должность в
Духовном управлении, он предпочел служить в деревне. И здесь он уже работая
имам-хатыбом, собрал вокруг себя наиболее сильных мударрисов, организовал работу
самого известного в России «Медресе Абубакира». Здесь учились шакирды не только
из окрестных сел, но из Астраханской, Оренбургской области и г. Касимов. Как
вспоминают пожилые сельчане, некоторые приезжали сюда на верблюдах вместе со
своими слугами и размещались на квартирах и учились в этом медресе. И
весеннее-летнее время село Шаймурза утопало в звуках Корана.
Абубакир хазрат постоянно поддерживал связь с Марджани. И в
библиотеке ученого были книги, написанные Абубакиром хазратом. И учитывая его
большие заслуги, Духовным управлением был назначен ахуном в наших краях. И он на
этом посту удачно решал все споры между священнослужителями, разбирал жалобы. И
по указу Духовного управления был имамом Макарьевской ярмарочной мечети. Он
много занимался строительством мечетей в деревнях. Его стараниями в Шаймурзе
было построено еще три мечети и после этого их в селе стало 6.
Именитые земляки высоко оценивают заслуги Абубакира
хазрата. Он умер в 21 января 1904 года и похоронен в селе Шаймурза.
Несмотря на большие заслуги в деле просвещения народа, в
годы советской власти его имя было подзабыто. А сын Абубакира хазрата Мухаммат,
который тоже служил имамом, был арестован и расстрелян в годы репрессии. И тогда
же был конфискован архив Абубакира хазрата.
Новые Тинчали деревня на границе нашего района, входит в
теперешний Буинский район. Жамалетдин ибн Габделлатыйф житель этой деревни также
получал образование у Марджани, и потом сам тоже преподавал в этом медресе. А в
1876 году написал биографию своего учителя. Его сын Касим Биккулов тоже получал
образование у Марджани. И, будучи муллой в Новом Тинчале, тесно общался с
Абубакировм Яхуди из Шаймурзы и считал его своим учителем, после его смерти
поставил камень на его могиле.
Камалетдин ибн Сайфетдин из деревни Каши ныне Ульяновской
области. И это деревня на границе Дрожжановского района. А Камалетдин хазрат был
учеником Марджани. Обучался в Египте. И был признан лучшим чтецом Корана своего
времени.
Сафиулла ибн Габдулла был родом из деревни Чингиз нашего
района и тоже учился в медресе Марджани.
Шайхелислам ибн Хамидулла родом из деревни Туки нашего
района. Проучившись у Марджани 5 лет, стал признанным преподавателем.
И исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что
жителям нашего края всегда было присуще стремление к образованию. И наши
образованные земляки были поддерживали связь с известными личностями своего
времени. Ученый Шигабетдин Марджани и его медресе сыграли огромную роль в
обеспечении народа образованными кадрами и его просвещении. И в результате их
деятельности появился центр просвещения нашего края - прославленное медресе
Абубакира хазрата. Российское государство и РПЦ вели политику христианизации
иноверцев. В наших краях она не имела успеха, мишаре не поддались. Это можно
объяснить тем, что у нас хорошо было организовано религиозное просвещение и
обучение.
(Все данные в этой статье взяты из официальных источников).
М. Гимадиев, подполковник в отставке, Дрожжановский район РТ.
Nizgar
|