На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
Истоки. «Сказание о Йусуфе» Кол Гали и «Слово о полку Игореве»

Истоки литератур татарского и русского народов восходят к глубокой древности. Однако для большинства исследователей «точкой отсчета» является культура Волжской Булгарии (IX-XII вв.) и Киевской Руси (VIII-XIII.). Периодом «пассионарного расцвета» (Л. Гумилев) для обоих государств был X век, век перехода к монотеистической религии.



Булгария приняла Ислам в 922 году, и к приезду багдадского посла Ахмеда ибн Фадлана к царю волжских булгар Алмушу-Элтабару для участия в «таинстве» официального принятия веры, Ислам в Булгарии уже успел пустить глубокие корни. Вместе с тем следует отметить, что в сознании булгар все еще были живы пережитки языческих верований. Все это оказало определенное воздействие на развитие литературы. Киевская Русь, как известно, приняла христианство в конце X века, в 988 году. Однако и в Киевской Руси задолго до крещения христианские идеи получили распространение и влияние в языческом обществе. Не исключалась возможность принятия Ислама (одной из причин отказа князя Владимира от Ислама было то, что Коран написан на непонятном для русских языке), а также католической религии.

            X век, таким образом, стал важной вехой в духовном развитии обоих народов. Однако самые значительные литературные произведения и в Волжской Булгарии, и в Киевской Руси появились на этапе «пассионарного спада» (Л. Гумилев), основанного усилением процесса феодальной междоусобной борьбы, перед нашествием монголов. В Киевской Руси, в конце XII века, древнерусская литература создала замечательное произведение-«Слово о полку Игореве». В Волжской Булгарии в начале XIII века появилось не менее интересное произведение – лиро-эпическая поэма «Кыйссаи Йосыф» («Сказание о Йусуфе»). Автор ее, Кол Гали, закончил поэму в 1233 году, а в 1237, по всей вероятности был убит при разгроме столицы Древней Булгарии ханом Батыем. Поэма оказала большое воздействие на духовную жизнь татарского народа в течение всего последующего времени. «Слово о полку Игореве» и «Сказание о Йусуфе» - произведения, резко отличающиеся друг от друга. Одно из них представляет художественное обобщение исторического факта – похода князя Игоря 1185 года; другое является художественной обработкой библейско-коранического мифологического сюжета о Йосифе Прекрасном и его коварных братьях. Эти столь различные произведения имеют глубинное, функционально-содержательное сходство. В каждом из них выражены константы национальной культуры, общественно-политические и нравственные идеалы. Во многом определившие дальнейшее развитие русской и татарской литератур. Более того, в этих произведениях воплощены и мудрость прошлого, и художественное предчувствие будущего. Цель каждого из авторов – преподать поучительный урок на примере трудной судьбы героя. В гражданско-патриотическом содержании «Слова о полку Игореве» главной является единение князей. Ум (мудрость) состоит в том, чтобы преодолеть свои эгоистические желания, думать о мире. На примере «Сказании о Йусуфе» автор учит нас  терпению, нравственной чистоте и добру, справедливости и умению прощать. Эти качества, по мнению Кол Гали, составляют основу единения родных, любящих, правителя и его подданных, а так же всего народа.

            Оба произведения отличаются универсальностью содержания: «Слово о полку Игореве» - исторической емкостью, «Сказание о Йусуфе» - общечеловеческим содержанием мифологического сюжета. Последующими поколениями писателей оба произведения воспринимались как «ключевые» тексты национальной культуры. И в «Слове», и в «Сказании» символы, созданные авторами этих произведений, не входят полностью в систему религиозного мировоззрения; ассоциативность, свойственная художественному мышлению создателей этих произведений, делает возможным отход от сугубо религиозного истолкования символических образов. Древние, языческие, смысловые наслоения на образную систему придают еще большую многозначность содержанию образов, уникальный характер этим произведениям, созданным на «перекрестке» культур разных типов.

По материалам книги Юлдуз Галимзяновны Нигматуллиной "Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур".

Nizgar

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!