На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
:: 11-04-11 Касимовское ханство и его влияние на территорию современной Нижегородчины



Возникновение Касимовского ханства (1445–1681) связывается с основателем Казанского ханства Улуг-Мухаммедом. В июле 1445 г. войска московского князя Василия III и хана Улуг-Мухаммеда сразились в битве у Суздаля, и потерпевший поражение Василий попадает в плен к хану. За огромную контрибуцию в 200 тысяч рублей серебром, которая должна была собираться в русских городах 500 чиновниками из Казани, великий князь получил свободу. Особым условием мирного договора было выделение в заокской Мещерской земле удела во владение сына Улуг-Мухаммеда Касима. При этом новообразованному государству русские княжества должны были выплачивать дань.

Геополитические последствия поражения Василия колоссальны и в должной мере не оценены исторической наукой. Обычно историки делают акцент на дани, которую наложили татары на русских; но главное заключалось в другом: на землях Руси образовалось татарское ханство со столицей в Городце-Мещерском (по имени первого правителя получил название Касимов; у татар был известен как Хан-Керман). Конечно, это была прямая и вынужденная уступка победителю, одно из условий, на которые, будучи в плену, пошел Василий, чтобы взять себе свободу. Однако для Руси Касимовское ханство стало настоящей находкой. Если прежде весь Восток рассматривался как «империя зла», то теперь русские смогли познакомиться с исламом — у себя дома — и с татарскими ханами, встроенными в систему политической власти Русского государства. Отныне Россия становится не буферной зоной между католическим Западом и исламским Востоком, а уникальным геополитическим образованием, которому под силу объединить громадные территории под своей короной.

Касимовское ханство явилось преемником Мещерского юрта Золотой Орды. О границах Касимовского ханства в российской историографии «не принято говорить», поскольку само это ханство рассматривалось историками исключительно в уничижительном свете, в качестве добровольного «подарка» татарским царевичам за их «верную службу» московскому престолу, позднее ликвидированного «за ненадобностью». Вместе с тем объективный подход к изучению истории Касимовского ханства приводит к неожиданным выводам. Во-первых, население Касимовского ханства, мещера, еще до его образования являлось мусульманским (Вельяминов-Зернов). Во-вторых, территория Касимовского ханства распространялась «верст на 200 вокруг города [Касимова]» (Ключевский). В-третьих, в адрес Касимовского ханства выплачивалась дань князьями рязанскими (зафиксирована в 1496 г.) и великими князьями московскими (упоминается в 1504, 1553 гг.). Дань в К. х. и другие постордынские государства должна была передаваться в Москве, Твери и Н.Новгороде.

Достоверно не известно, в какую сторону от Касимова распространялась 200-верстная зона влияния Касимовского ханства Если очертить вокруг Касимова круг радиусом в 200 верст (213 км), Касимовское ханство предстанет перед нами огромным по средневековым масштабам государством, что никак не вяжется с представлением о нем в работах российских историков чуть ли не как о городе-государстве: «Касимовское ханство занимало территорию по Оке, включая Городец ­Мещерский и прилегавшую местность (северо-восток совр. Рязанской обл.)». Непосредственно вблизи от границ 200-верстной зоны вокруг Касимова находятся города Нижний Новгород, Лукоянов, Мичуринск, Коломна, чуть дальше — Саранск, Тамбов, Иваново; внутри нее окажется вся совр. Рязанская область, Владимир, Муром, Арзамас.

В. Семенов пишет: «Удел, сосредоточенный вокруг Мещерского Городца и известный затем под именем Касимовского царства, занимал Касимовский, Елатомский, Шацкий, Спасский, Темниковский уезды...». «Рязанская энциклопедия» сообщает: «Границы Касимовского ханства за время его существования неоднократно и в довольно широких пределах изменялись. Касимовское ханство в период своего расцвета включало в состав земли уездов: Касимовского, Кадомского, Елатомского, Шацкого, Темниковского (восток совр. Рязанской обл., вкл. земли бывшей Тамбовской губернии, а также северо-запад Мордовии, захватывая крайний юго-запад Нижегородской области)».

В новом издании АН Татарстана «Тартарика» представлены карты Касимовского ханства, созданные современными исследователями, в которых Касимовское ханство представлено вытянутым от Касимова на юго-восток (очевидно, ученые взяли за основу карту Касимовского ханства Г. Баттала из его работы «Казанские тюрки» начала ХХ в.). Территория современной Нижегородчины в составе Касимовского ханства, согласно этим картам, — это земли на юг от линии Выкса — Саров. В то же время на уникальной средневековой карте, принадлежащей перу европейца, Касимовское ханство расположено на землях к северо-востоку от Касимова вплоть до слияния Оки с Клязьмой (включая часть Павловского р-на Нижегородской обл.).

На сегодня достоверные границы Касимовского ханства все еще невозможно представить в связи с отсутствием специальных исследований о статусе Касимовского ханства, его соподчиненности в разное время относительно Рязанского и Московского княжеств. Тем не менее следует полагать, что значительная часть юга и юго-­запада современной Нижегородчины входила в состав Касимовского ханства.

Социально-культурное, этническое и историческое наследие Касимовского ханства после его ликвидации во многом переместилось на Нижегородчину. В XVI–XVII вв. сотни служилых татар из Касимовского ханства двинулись на нижегородские земли, в которых издревле проживали тюрки смешанного буртасско-булгарско-половецкого происхождения. Именно касимовский пласт послужил основным при образовании современных татарских сел Нижегородского юга. Генеалогические связи между Касимовом и сергачскими татарами сохранялись в людской памяти вплоть до второй половины ХХ в., что подтверждается современными исследованиями: возникновение Аджа-аула (совр. Малое Рыбушкино Краснооктябрьского р-на Нижегородской обл.), одного из первых поселений постордынской волны переселенцев, его жители еще в 1960-х гг. связывали с селением Азеево в Касимовском ханстве.

Легенда, сохранившаяся в среде нижегородских татар Твери, гласит о том, что род касимовских царевичей не прервался как мусульманский с крещением последнего касимовского хана Сеид-Бурхана б. Арслана, а был продолжен на Нижегородчине, в селении Пица (ныне Сергачского р-на Нижегородской обл.). Семейное предание, сохранившееся в людской памяти, утверждает, что мать последнего касимовского хана царица Фатима-Султан стремилась уберечь часть своих потомков, внуков и правнуков от крещения, поэтому она отправляла их подальше от Москвы, на Нижегородчину, распорядившись называть одного ребенка каждого поколения именем последнего касимовского царевича (Сеид-Бурханом).

Помимо этногенетических связей Нижегородчины и Касимова, между ними существовала и духовная преемственность: в медресе Касимова обучались нижегородские имамы вплоть да начала ХХ в.

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!