На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
05-06-2017 Моя Урга!

На расстоянии 120 км от Н. Новгорода в сторону Сергача расположено татарское село Урга. На повороте к селу – памятный знак, где написано, что село Урга основано в 1617 году, т. е. в этом году 400 лет, данному событию.

Предки ургинцев на каком-то историческом этапе поселились в этих местах, хотя трудно устоновить, кто были наши предки и когда они появились сдесь.

На основании многочисленых иследований вытекает, что ургинцы – татары – мищаре, что основатели села Урга (Ыргу) является служивые татары.

Какие-то исторические события определили судьбу наших предков, вынужденных поселиться в лесостепной зоне, в пойме реки Урги, притока реки Сура. Поселились почти изолированно от других татарских сёл.

В течении 400 лет, а может быть и больше в достаточно сложной ситуации татары Урги вели ту гибкую линию поведения, которая позволила им сохранить язык, религию, обычаи, традиции, выдержать притеснения, насильственые действия церкви, не раствориться среди окружающего народа.

Какая сила вела их к жизни, заставляя помнить о своём происхождении, думать о будушем?



На момент образования поселения Урга в нём прживало служилых татар – 24 (без женшин  и детей).

Численность татарского населения росла быстрыми  темпами.

1779 г. – число жителей в Урге – 102

1790 г. – 362

1859 г. – 1281

1928 год – 2893 человек и домов – 551

1928 год – это был пик роста поселения в Урге.

Впереди ургинцев ждали сложные времена.

Началась насильственная коллективизация и так называемое «раскулачивание». В 1930 году в Урге создали колхоз. В колхоз вступили бедняки, 24 семьи, без лощадей, скота, инвентаря. Всё это забрали у раскулаченных семей. Кулаков выгоняли из домов, выселяли из села. Чтобы как можно больше людей раскулачить, в Урге появилось новое слово «подкулачники». Под это определение попали уже середняки. Многие из них отказывались вступать в колхоз, много семей выехали из села, в том числе и мои родители.

Раскулачивание, репрессии, экономическое удушение непосильными налогами заставили заставили остальных ургинцев в 1934-1935 г.г. вступить в колхоз.

А вскоре началась Великая отечественная война. С началом войны началась массовая мобилизация мужчин на фронт, а женщины работали в тылу: лесозаготовки, добыча торфа, копали в Горьком окопы, работали на строительстве аэродрома под Бутурлино.

С войны не вернулись 335 жителей села. У дома культуры возведён памятник погибщим.

В первые послевоенные годы, несмотря на энтузиазм жителей, мирная жизнь налаживалась тяжело.

В начале 50-х годов, у колхоза появилась возможность брать кредиты, и колхоз начал развиваться. Жители села участвовали в строительстве дороги Работки-Сергач, которую построили в 1958 году. В 1959 году  село радиофицировали.  Самым крупным событием стала электрофикация в 1962 году. Появилась АТС, провели водопровод, в конце 90-х село газифицировали. Все это появилось за последние 60 лет.

А еще 70 лет назад было иначе: до деревни добирались лишь на попутке или сложнее –на пароходе до Лысково, а затем как придется.

Деревня длиной 4 км, крыши домов все соломенные, за редким  исключением, керосиновые лампы, и хлеб, который пекли сами, т.к. в деревню  не привозили. В каждом доме  много детей.

Село делится на три части, в каждой части свой пастух. Рано утром он проходит вдоль села, щелкая кнутом, в это время женщины доят коров, а на обратном пути пастух собирает стадо и на луга. Вечером все выходят встречать свою скотину. А потом – вечерняя салма. Когда идешь, бывало, по селу у каждого дома сидят старики с риторическим вопросом «кая барасыӊ?» Вечером молодежь шла в клуб или собирались у какого-то дома. Татарские песни, пляски и татарская речь.

К сожалению, вот этого в настоящее время почти нет. Речь, в основном, русская, музыка из  окон  слышится не татарская и не увидишь сидящих на завалинке стариков.

Но я очень люблю свою деревню, хотя родилась в городе. Все летние каникулы проводила  в Урге. Мои родители и все предки ургинцы.

Три брата моей мамы воевали на фронтах ВОВ, двое из них не вернулись. Три моих двоюродных брата также воевали и к счастью вернулись живыми. Мой дед – отец мамы Сабир Хайретдинов в начале того века в течении многих лет был «голова» Урги, видимо какая-то административная должность. А со стороны отца – это род мулл. Мой дед  Ахсян Салимжанов  был муллой, его жена моя бабушка БибиМарьям Шарафетдинова была дочерью муллы Шарафетдина и внучкой муллы Хисбатуллы. Её племянник, двоюродный брат моего отца мулла Хусяин Ахсянов репрессирован и был  расстрелян в январе 1938 года за нежелание отказаться от веры.

Радует то,что деревня живет. Много новых домов, летом очень много отдыхающих, теперь приезжают отдыхать и зимой. Желаю всего доброго моим землякам и чтобы долго была Урга.

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!