На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
11-07-2019 Орловы Алимжан и Фаимя: 70 лет рука об руку

БЛАГОДАТНАЯ СВАДЬБА 

 

В июне этого года исполняется 70 лет совместной жизни в браке наших с сестрой родителей Алимжана Мустафиновича и Фяйми Сафиулловны Орловых. Они прошли за эти годы вместе все радости и все невзгоды, были надежной опорой и поддержкой друг для друга. Это настоящий подарок судьбы. Далеко не все доживают до этого возраста. Говорят, что семидесятая годовщина имеет особое название - «благодатная свадьба» или «благодарственная». Надо благодарить Всевышнего и друг друга за такую длинную и прекрасную жизнь на этой земле…



Вот как эта их совместная жизнь начиналась. Он родом из Камкино, а она из Суыксу. Встретились они, учась в Кочко-Пожарском  педагогическом училище. Мама заканчивала его уже, а папа ещё продолжал учиться, когда состоялось распределение, и мама должна была отправиться в Красноярский край работать учителем. Медлить папе было нельзя, и он отправился в родное Камкино просить разрешения жениться. Дома он объяснил срочность женитьбы подруги в Сибирь. Его дед Айзатулла, выслушав внука и поглаживая бороду, сказал так: «Зачем хорошего человека в Сибирь отправлять, туда только на каторгу отправляли всегда. Конечно, женись!»  Шёл 1949 год. Всего 4 года как закончилась война. В стране практически был голод, не меньший, чем во время войны, не было нормальной одежды. А тут женитьба. Было совсем не до свадьбы. Да и не было её как таковой. Не те времена тогда стояли на дворе. Как тогда говорили: сходили в сельсовете и расписались. Было им обоим по 19 лет тогда. Но папина бабушка Сядат не могла допустить, чтобы внук женился без никяха. А какой мог быть никях в то время? Сам Айзатулла был первым коммунистом в деревне, да и внук в педучилище ходил в комсомольских лидерах. Могли не то что из лидеров выгнать, но и из училища! И тогда мудрая карт нэнэй Сядат отправляет внука с невесткой в лес погулять. А сама быстренько накрывает на стол, зовёт муллу, и он в отсутствие молодых совершает обряд. И душа эби успокоилась. Но партийные органы не могли этого допустить (всё-таки кто-то из селян настучал куда следует). С этим тогда было очень строго. Коммунистическая мораль не допускала, чтобы лучшие комсомольцы исполняли вредные и чуждые религиозные обряды! Вызывали папу на ковёр в райком. Спасло его только то, что он не присутствовал на никяхе. Отделался выговором, свалив всё на бабушку. Осенью уехал доучиваться, оставив молодую жену в родном камкинском доме.

 

 

Сам он после окончания училища был направлен на работу в районный центр Уразовку первым секретарём райкома комсомола. А мама пошла работать учителем в соседнее село Актуково. Вскоре родилась первая дочь Ляйля, а потом и вторая – Альфия. В 1957 году папу направили на учёбу в Нижний Новгород (тогда Горький) в Высшую Партийную Школу (ВПШ). После окончания ВПШ он поступил на работу в Горьковский Облисполком (Областной исполнительный комитет) инструктором в сельскохозяйственный отдел. Но чиновная работа была ему не по душе. Он, уже работая в Облисполкоме, начал работу по написанию истории нижегородских татар (мишарей). А работа в отделе не оставляла времени на творчество. И он уходит работать ассистентом на кафедру философии в Горьковский сельскохозяйственный институт, причём потеряв значительно в зарплате и в привилегиях. Но зато теперь у него появляется достаточно свободного времени для творческой работы. Ни нехватка денег, ни бытовое неустройство (жили с семьёй то в коммунальных, то на съёмных квартирах) не могло его остановить в стремлении делать дело всей его жизни – написании исторической книги о татарах-мишарах. К тому же работа на кафедре предполагала написание и защиту кандидатской диссертации, которая тоже отнимала много времени. Но тут рядом с ним была всегда его верная жена наша мама. В Горьком она приступает к работе учителем начальных классов. Было непросто после деревенской татарской школы и преподавания в основном на татарском языке влиться в новый коллектив и завоевать авторитет не только у детей и их родителей, но и коллег-преподавателей. Но она преодолевала трудности со свойственным ей упорством. Конечно, были и материальные проблемы (учителям платили более чем скромно, муж работал ассистентом в институте). Да и с продуктами были уже перебои. Навсегда запомнила, как шла с детьми с добытым в длинной очереди сливочным маслом (по 500 граммов на человека), а мальчишки на улице кричали: «Космонавт полетел! Юрий Гагарин в космосе!». А потом и вовсе даже хлеб пропал в магазинах и стали давать его по спискам. Хорошо ещё, что её старшая сестра Файля апа жила в Москве. Ездила туда за продуктами. Иногда из деревни присылали картошку, масло. Сама по-прежнему так и работала учителем в школе. Каждый день домой носила на проверку по 80 школьных тетрадей. Не выдерживали ручки у сумок и быстро рвались. Весь вечер проводила над проверками заданий своих учеников. Помогали проверять ей мы все втроём. Иногда брала дополнительно и группу продлённого дня. И на всё её хватало! У наших родителей были замечательные друзья, с которыми они дружили ещё в педучилище. Это и Ахмят Аймасов, и Мансур Хафизов, и Фярид Даянов. Особенно тесно общались с большой семьёй Садековых из Кочко-Пожарок. Садековы были очень музыкальными и обладали хорошими голосами. Всегда находили время для встреч, чтобы посидеть за общим столом и, конечно, попеть родные татарские песни. Братья Абдулхай и Мунир Садековы прекрасно играли на баяне. Свою спетую компанию шуточно называли «капеллой». Папа и сам мог во время редкого отдыха сесть и поиграть на аккордеоне. Мама обычно подпевала ему.

 

Потом получили трёхкомнатную квартиру, как тогда говорили, со всеми удобствами. Как они радовались всей семьёй! У нас появилась своя комната, у родителей –спальня, одновременно папин кабинет, кухня с газом, ванная комната, есть даже балкон! На работе её ценили. Она много и увлечённо занималась внеклассной работой. Мы все были подключены: папа делал плакаты, стенгазеты, мы - для праздников разные атрибуты. И её класс был лучшим и по учёбе, и по внеклассной работе! Родители приходили к директору школы просить, чтобы их детей взяли именно в её класс. Летом она ездила работать в пионерский лагерь воспитателем. И несколько лет по личной просьбе директора мясокомбината (пионерский лагерь был от мясокомбината) она работала начальником пионерского лагеря во время своего отпуска на Ветлуге. Уставала, не отдыхая даже во время отпуска.

Жизнь летела быстро: мы с сестрой Альфиёй, закончили институты, вышли замуж. И диссертацию папа защитил, во многом решив материальные проблемы. И маме не надо было так много работать. Родились первые внуки: Тимур и Ильдар, потом и внучки: Гульнара и Лилия. Можно было бы и передохнуть. Наконец-то мама могла больше проводить время с внуками в саду. (папе от работы выделили садовый участок 6 соток в черте города практически). Эти шесть соток на неудобном глиняном пригорке. Наша дружная семейка превратила его в цветущий сад! Клубнику собирали вёдрами. Яркие пышные пионы украшали сад. Яблони, вишни, и даже огород – всё росло и благоухало!

В 1992 году вышла в свет первая книга папы «Мещера, мещеряки, мишари». Организовал Нижегородский центр татарской культуры «Туган як» и был избран его первым председателем. С большим энтузиазмом взялся за это новое и сложное дело. И опять мама была рядом с ним. Помогла организовать татарскую художественную самодеятельность, организовать изучение татарского языка городских детей, да и мало ли, в чём ещё нужна была мужу помощь... Сама в Казани заказывала костюмы для татарских танцев. Вдвоём ездили по татарским сёлам на сабантуи и другие мероприятия, где их знали и хорошо принимали. Всё это было, несмотря на пенсионный возраст, их возрождением в новом качестве. Откуда-то бралась энергия и сила для решения новых задач. Позже вышли ещё две его книги об истории татар-мишарей. И в 2003 году в соавторстве с хазрятом Каримовым Абдулкадером была издана книга об истории родного села «Камкино, история и современность». Это был его творческий взлёт, Он писал статьи для газеты Туган як об истории татарских сёл. Вёл просветительскую работу: ездил по татарским сёлам с лекциями об истории края. В 2011 году выходит в свет его главная книга «Навеки вместе». Это книга об истории нижегородских татарах - потомах древней мещеры.

Новым этапом в их уже совсем немолодой жизни было строительство дома в родном селе папы. Камкино ещё раньше в молодости стало второй малой родиной мамы, и она его любила. Мы помним, что, когда она вышла замуж в тот далёкий 1949 год, молодой муж привёз её в свой отеческий дом, да там и оставил, а сам продолжал учиться в Кочко-Пожарском педагогическом училище. Она очень пришлась ко двору тогда в его камкинском доме. А в доме жили свекровь, бабушка и дедушка Алимжана, золовка, да ещё незамужняя папина тётя. С детства приученная к крестьянскому труду, она делала в доме всё: и воду носила, и за огородом ухаживала, и корову доила, и убиралась, и стирала. Сила тогда в ней была недюжинная: мешки с картошкой таскала, во время сенокоса обгоняла взрослых мужиков. Бабушка папы (карт нэнэй – та самая Сядат, что организовала никях) не уставала ею восхищаться. И вот спустя полвека они опять в Камкино живут по полгода летом (зимой перебирались в Нижний на зимние квартиры). Всё тут в Камкино ей знакомо, её все ещё помнят молодую, красивую, сильную, умелую. Дочери помогли приобрести дом, и они с мужем строят его на берегу реки Пьяны.  Место очень живописное. В сорока метрах от дома протекает Пьяна, делая живописные изгибы. Дальше луга, поросшие полевыми цветами, за ними на пригорках пристроилась какая-то деревня. Весной соловьи выводят свои немыслимые рулады. И опять их двор расцвёл чудесными цветами. Всё Камкино любуется двором. И огородик есть, и баню построили. Папа с мамой каждое утро купаются в Пьяне. Дети с внуками иногда наезжают. И вся теперь уже большая семья собирается у родителей Камкино летом. Они очень ждут этих встреч, и к их приезду Фяймя эби печёт свои фирменные татарские пироги, которые получаются у неё очень вкусные. И уже правнучка Рената родилась, и они с папой уже прабабушка и прадедушка! А теперь у них уже 8 правнуков…

Годы шли, и здоровья не прибавлялось, хоть и грех было жаловаться на него. И они с папой перебираются поближе к младшей дочери. Альфия с мужем построили им дом в Богородском районе рядом со своим домом. Мама встаёт рано и делает свою излюбленную гимнастику – пять тибетцев. Потом идёт очень быстрым шагом в соседнюю деревню и обратно (4-5 километров). Взбодрённая, она принимается за свой любимый цветник, который и здесь у неё благоухает. А вокруг такое чудесное птичье разноголосице! Наверное, в раю только такие волшебные звуки и такая красота вокруг. И совсем не хочется думать о болячках, о проблемах… Да и не дряхлые ещё они с мужем, хоть и подходит срок долгожительства и 70 лет прошло со дня начала их совместной жизни.

Мы с сестрой Альфиёй бесконечно благодарны Всевышнему, что нам посчастливилось родиться у таких замечательных родителей. Благодарны папе с мамой за всё, что они нам дали, за то, что многому научили в этой жизни. Трудно переоценить их роль уже в наших взрослых достижениях. Мы их очень любим и желаем им сейчас только чтобы они жили дольше и не болели.

 

 

   Ляйля  Алимжановна Хусаинова (Орлова)     7.07.2019

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!