На главную

ПОИСК

 

111
Новости
Аналитика
Комментарии и интервью
Пресс-релизы
Афиша
Мероприятия РНКАТНО
Фоторепортаж

Татарская община
О РНКАТНО
Праздники и традиции
Национальная кухня
Татарские имена
Культура
Из истории
Выдающиеся татары
Ветераны
Наша молодежь
Татарские села области
Уроки татарского


Газета <Мишар доньясы>
Приложение <Миллят>

Библиотека
Энциклопедия

Благотворительность

Служба знакомств
Форум
Чат
Обратная связь
Карта сайта
Наши баннеры
О проекте

Другие национальные
объединения области
 
28-04-2020 Вклад горьковчан в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

 Вклад горьковчан в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Нижний Новгород не носит гордых званий ни города-героя, ни города воинской славы. Но горьковчане внесли немалую лепту в Победу в Великой Отечественной войне. На фронтах сражались более 800 тысяч горьковчан, свыше 350 тысяч из них не вернулись домой.

Почти за четыре военных года в Горьковской области было сформировано 56 соединений и частей Красной армии, только в ноябре 1941 года было сформировано 72 отряда народного ополчения, участвующих в Битве под Москвой. Однако главный вклад, который внесли горьковчане в Победу, — это формирование производства вооружений.



В нынешнем 2020 году сложно себе вообразить, что здесь, в Нижнем Новгороде для нужд фронта был создан каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка.

Одним из особо важных предприятий военного времени стал, конечно, Горьковский автомобильный завод. Легендарная «полуторка» (прозвище машина получила благодаря техническим характеристикам — ее грузоподъемность составляла 1,5 тонны) сослужила добрую службу многим военным подразделениям в страшные годы войны.

С начала войны в Горьком было произведено 71 398 автомобилей, или 34,8% от всех типов машин, поставляемых на фронт. Именно «полуторка» стала символом Дороги Жизни блокадного Ленинграда. Машина имела множество модификаций. Например, ГАЗ-55 — самый массовый санитарный автомобиль Красной Армии, производимый до победного 1945-го года, или не менее знаменитый ГАЗ-60 — серийный полугусеничный автомобиль-вездеход.

Стратегически важной задачей Горьковского автозавода стало производство танков Т-60. Именно превосходство танковой дивизии позволило гитлеровской армии с катастрофически быстрой скоростью продвигаться в глубь страны. Уже 20 июля 1941 года вышло постановление Государственного комитета обороны СССР о налаживании производства легковых танков Т-60 на ГАЗе. Машина была разработана на заводе № 37 в Москве, однако была настолько «сырой», что потребовала скорейшей доработки. 6 сентября впервые в истории отечественного танкостроения была введена конвейерная сборка танков, а 21 октября того же года на завод пришла телеграмма Иосифа Сталина с просьбой увеличить выпуск машин до 10 штук в сутки. В то время уже шла битва за Москву, решалась судьба страны.

Обстановка накалилась, когда 21 ноября немецкая авиация нанесла первый массированный удар по предприятию. В этот же день директор ГАЗа Иван Кузьмич Лоскутов доложил верховному главнокомандующему о том, что автозаводцы выпускают по 20 танков в сутки! Если в октябре 1941 года было выпущено 215 танков, то в декабре уже 625 боевых машин. Столицу удалось отстоять во многом благодаря трудовому подвигу горьковчан, а танки Т-60 в результате приняли участие в параде на Красной площади 7 ноября и стали символом победы под Москвой и провалом немецкого блицкрига.

Кроме того, в годы войны ГАЗ массово выпускал двигатели, минометы и другую продукцию военного назначения. Помимо танков здесь было выпущено более 9 тысяч самоходных установок, 24 тысячи минометов, 30 тысяч снарядов для ракетной установки «Катюша» и более 230 тысяч автомобильных моторов.

Тяжелым испытанием стали авиабомбежки предприятия. В 1943 году в результате семи налетов на автозаводе было разрушено порядка 50 зданий, 9 тысяч единиц оборудования, 8 тысяч моторов, 28 мостовых кранов и многое другое, погибло 232 человека.

Восстановить завод было делом чрезвычайной важности. К работам были привлечены работники крупнейших горьковских предприятий, таких как «Красное Сормово», «Двигатель революции», «Красная Этна», авиационный завод имени Орджоникидзе. Кроме того, возникли комсомольские ремонтные отряды, а рабочие даже устроили социалистические соревнования по скорости ремонта станков. Жили, ели и спали прямо там, без отрыва от производства.

Труд автозаводцев был вознагражден. Весной 1945 года они получили письмо от самого маршала Жукова с благодарностью за созданное оружие, а 16 сентября коллектив Горьковского автозавода был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Завод «Красное Сормово» является одним из старейших судостроительных предприятий своей отрасли — он был основан еще в середине 19 века. В годы Великой Отечественной войны основной продукцией его стали танки Т-34 и подводные лодки. Последних Горький собрал для фронта в количестве 23 штук

Большой вклад не только в дело победы, но и в развитие артиллерии в целом внес выдающийся советский конструктор Василий Грабин, который прибыл в Горький в 1933 году и настоял, чтобы при заводе № 92 (ныне всем известный Нижегородский машиностроительный завод) было создано конструкторское бюро. Добиваться этого пришлось с большим трудом. Вместе с командой молодых конструкторов бюро Грабина продолжило разработку новых перспективных образцов пушек.

Под руководством Грабина был разработан метод скоростного проектирования, который давал возможность создавать новые пушки в течение месяцев и даже недель от начала работ до образцов для испытаний. Все это позволяло в кратчайшие сроки ставить пушки на валовое производство с небывалой экономией металла, энергии и трудозатрат.

Память Василия Грабина машиностроительный завод чтит и сегодня. К завершению подходит строительство мемориального комплекса, посвященного ветеранам Великой Отечественной войны. В состав Архитектурно-скульптурной композиции войдет, безусловно, и бюст Василия Гавриловича Грабина — конструктора дивизионной пушки ЗИС-3, признанной лучшим орудием войны.

Существенный вклад в развитие военной авиации и победы советских летчиков за мирное небо внес и горьковский авиастроительный завод им. Орджоникидзе (ныне завод «Сокол»). В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21. 23 ноября 1940 году приказом НКАП начальником ОКБ был назначен Семен Алексеевич Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрен в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Во время войны завод поставил на фронт 17691 самолет, то есть каждый четвертый истребитель, изготовленный заводами СССР, был горьковского производства.

Чтобы обеспечить нужды советской военной авиации, предприятие перешло на круглосуточный режим работы. При этом смены длились по 12–14 часов, а некоторые рабочие целыми днями не выходили с предприятия.

Уже к концу 1941 года доля Горьковского авиазавода в совокупном производстве истребителей в СССР составила 34–38%, а темп выпуска достигал 24 самолетов в сутки.

Именно в Горьком в конце 1943 года в ОКБ завода на базе Ла-5ФН был разработан истребитель Ла-7 — один из лучших истребителей периода второй мировой войны.

Победа в войне 1941–1945 годов завоевывалась не только на полях сражений, но и в тылу. И вклад жителей Горьковской области в общее дело был огромен и неоценим.

Сегодня, когда управлять целыми корпорациями можно лишь при помощи мобильного телефона, кто поймет, что значит сутками стоять у станка без еды и отдыха?.. Остается надеяться, что подвиг горьковчан останется в памяти современников, напоминая им о силе человеческого духа, выносливости и победе в намеченной цели.



Примечание:

Выполнила: ученица 7 класса
Измайлова Наиля

Нравится

 

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

 
       

Региональная национально-культурная

автономия татар Нижегородской области

 

Общая информация об общине

Информация о РНКАТНО

Председатель и лидеры автономии

Официальные документы и заявления

Проведенные мероприятия

Контактная информация

 

  (c) При копировании материалов сайта, ссылка (гиперссылка) на www.nizgar.ru обязательна!